Елена Смёткина
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Турнир Мудрецов Красивой речи. Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи: развивать умение подбирать антонимы; развивать связную речь; развивать двигательную и познавательную активность; формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Турнир Мудрецов Красивой речи, Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Я знаю, что вы любите фантазировать, играть в различные игры. И поэтому, сегодня смешарики приглашают вас к себе в гости, в свою волшебную страну, но не просто так. Они просят нас поучаствовать в турнире Мудрецов Красивой речи и помочь выполнить задания. Если вы справитесь со всеми заданиями, то Совунья вручит вам ордена Мудрецов Красивой речи. Ну что поучаствуем?
Дети: Да.
Основная часть:
Воспитатель: Кто же нам первый встретится?
Вот мы видим чей-то домик,
Он стоит на берегу,
И частенько ходит кролик,
В гости к другу своему.
Друг его, он очень умный,
Носит круглые очки,
Собирает раритеты,
Кто же это сообщи?
Ответ детей
Воспитатель: Ребята, а вот и домик Ежика. Ежик просит вас помочь ему разобраться со словами.
1. Игра «Каким звуком отличаются слова».
Воспитатель: Произнесите два слова «день и лень». Они звучат похоже, но между ними есть и разница. Кто сможет эту разницу найти.
Ответы детей
Воспитатель: Слова состоят из букв, а слышим мы звуки.
Воспитатель: Произнесите еще два слова: кот-кит. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?
Воспитатель: Произнесите еще два слова: сын-сон, дым-дом, мак-рак,
коза-коса, каска-маска (посчитаем, сколько слогов в этих словах).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием. Ёжик предлагает поиграть в еще одну игру.
2. Игра «Назови лишнее слово?»
- лыжи – лыжник – булыжник – лыжница.
- мороз – сосулька – купальник – снеговик;
- лыжи – вьюга – снежинка – грибы;
- листопад – санки – пурга – метель;
- новогодняя ёлка – Январь – лёд – ландыши.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжику мы помогли. Оправляемся дальше?
Вот мы видим дом красивый,
А вокруг растут цветы,
А хозяйка то ну просто
Королева красоты.
Ну конечно это - … (Нюша)
Воспитатель: Нюша просит вас объяснить значения некоторых слов.
3. Игра «Многозначные слова».
Воспитатель: Как вы думаете, что такое КОСА?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это и прическа, и рабочий инструмент. Получается, что слово одно, а значений у него несколько. Такие слова называются многозначными. Таких слов много.
Попробуйте объяснить значения слова КЛЮЧ.
Ответы детей
Воспитатель: Как называется слово, у которого несколько значений?
Попробуйте объяснить значения слова ЛИСТОК.
Попробуйте объяснить значения слова КРАН.
Воспитатель: Как называются слова, у которых несколько значений
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы! С заданием Нюши справились. Отправляемся в гости к следующему герою.
Этот домик разноцветный,
Как хозяин длинноух!
И издалека заметный,
И доносится бу-бух!
Из него ну очень часто,
Потому что не поймёшь,
Почему так непоседлив,
Этот милый кролик Крош!
Воспитатель: Крош предлагает нам немного отдохнуть.
Зрительная гимнастика «Снежки».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
Физминутка «Смешарики».
(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
Мы шагаем, как Совунья
Приседаем мы как Пин.
Делаем наклон как Ёжик.
Вместе с Крошем мы бежим.
Пудрим носики как Нюша.
Мы с Лосяшем, вдаль глядим.
Роем грядки как Копатыч.
Машем крыльями как Карыч.
Вместе с Барашем сесть хотим.
Воспитатель: Немного отдохнули, надо дальше идти, мы должны выполнить все
задания, чтобы получить ордена от Совуньи.
Чей же следующий домик?
Перед нами дом зелёный
Он такой из-за травы,
Проживает там учёный,
Он ценитель красоты!
В этом доме много книжек,
И планеты сей муляж,
Называет его глобус.
Кто же это?
Ну конечно же – Лосяш!
4. Игра «слова с противоположным значением».
Воспитатель: Что же для нас приготовил Лосяш? А он просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.
ВСТАТЬ – ЛЕЧЬ
МИРИТЬСЯ- ССОРИТЬСЯ
БЕЛЫЙ-ЧЕРНЫЙ
ЛЕТО-ЗИМА
ХОЛОДНО-ЖАРКО
ВЕСЕЛО-ГРУСТНО
УЗКИЙ-ШИРОКИЙ
ВЫСОКИЙ-НИЗКИЙ
ХМУРИТЬСЯ- УЛЫБАТЬСЯ
ДЕНЬ-НОЧЬ
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Лосяш предлагает поиграть еще в одну игру.
5. Игра «Один – много» (с мячом)
Снежок – снежков.
Снеговик – снеговиков.
Метель – метелей.
Снежинка – снежинок.
Коньки – коньков.
Шапка - шапок.
Шуба - шуб.
Снегопад – снегопадов.
Льдинка – льдинок.
Мороз – морозов.
Воспитатель: Молодцы! Слушаем загадку. О следующем герое.
А вы знали, на деревьях
Тоже можно строить дом?
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Энергична хохотунья,
Если кто-то заболеет,
То идёт всегда к Совунье!
Воспитатель: Вот и Совунья предлагает вам поиграть с ней в игру.
6. Игра «Подбери слова»
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет…
Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится…
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются
7. Упражнение «Составь слово из слогов»
ма - зи (зима);
ки - сан (санки);
роз - мо (мороз);
га - вью (вьюга,
жок - сне (снежок).
Воспитатель: Ну вот мы и пришли к Совунье, значит все задания выполнены. Совунья всем вам вручает медали за хорошую работу.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята вы сегодня отлично справились с заданиями! Я поздравляю вас с получением орденов.
- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?
- Скажите, трудные были задания?
- А какое задание вам больше всего понравилось?
Спасибо вам за занятие!
Мы искали каким звуком отличается похожие по произношению слова
Мы познакомились с понятием многозначное слово.
Подбирали слова с противоположным значением.
И даже составили слова из слогов.