Топоркова Юлия Вячеславовна
Игры на формирование уверенного поведения по парциальной программе Г. Б. Мониной «Лесенка роста»
▼ Скачать + Заказать документы
Поскольку развитие эмоциональной сферы предполагает принятие себя
как достойно уважения человека уже в детском возрасте необходимо способствовать формированию у ребенка положительной стабильной самооценки уверенности в собственных силах. Только в этом случае ребенок сможет устанавливать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с окружающими и доверять себе.
Самооценка ребенка начинает формироваться на бессознательном уровне
Публикация «Игры на формирование уверенного поведения по парциальной программе Г, Б, Мониной „Лесенка роста“» размещена в разделах
с 1,5-2 лет. В 3 года формируется осознание своего «Я», и ребенок уже может ответить на вопрос «Какой ты?» До 7 лет самооценку ребенка формируют значимые для пего взрослые и она является реальной для развития положительной самооценки необходимо чтобы ребенок был окружён безусловной любовью и получал положительное подкрепление в общении. Важно в дошкольный период формировать адекватную самооценку чувство уверенности в своих силах принятия ребенком себя.
Прилагаемые игры направлены на формирование у детей чувства уверенности и себе условно их можно разделить на игры которые помогают ребенку
- почувствовать себя сильным, могущественным;
- найти в себе положительные качества, принять себя.
1. Упражнение «oxвалилки»
Задачи формирование адекватной самооценки позитивного отношения
к другим детям.
Содержание: все дети стоят в кругу. Каждый по очереди выходит в центр круга и говорит «я умею хорошо» - и называет при этом действие которое у него хорошо получается. Если кто-то из участников тоже хорошо умеет это делать, он встаё т рядом с говорящим и произносит: «Я тоже». Если никто в группе не умеет делать того, что сказано, все аплодируют и хором говорят: «Как здорово!»
2. Игра «Великан и мыши»
Задачи формирование адекватной самооценки предоставление возможности почувствовать себя сильным и смелым.
Содержание: взрослый просит детей на время стать маленькими мышатами «мы вокруг себя обернулись и в маленьких мышат превратились. Вас может подстерегать опасность. Как дрожат мышки при виде кошки Как они прячутся при возникновении опасности?» Игра-инсценировка продолжается несколько минут. «Мы вокруг себя обернулись и в великанов превратились. Представьте себе что вы большие смелые сильные великаны. Вы величаво ходите по комнате и смотрите на всех сверху вниз». Дети ходят по комнате и в течение нескольких минут изображают великанов.
По окончании игры необходимо провести обсуждение в какой роли детям было комфортнее
3. Игра «3айчики и слоники»
Задачи: создание возможности почувствовать себя сильными и смелыми
содействие повышению самооценки.
Содержание: взрослый говорит детям «Я хочу вам предложить игру которая называется «Зайки и слоники» сначала мы с вами будем зайками-трусишками.
Когда заяц чувствует опасность что он делает Правильно дрожит. Покажите
как он дрожит». Дети показывают как зайка поджимает уши весь сжимается
старается стать маленьким и незаметным хвостик и лапки его трясутся и т. д.
Затем взрослый просит: «Покажите что делают зайки, если слышат шаги человека. Дети разбегаются по группе, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят волка?» Дети играют в течение нескольких минут. А теперь мы с вами будет слонами большими сильными смелыми.
Покажите как спокойно размеренно величаво и бесстрашно ходят слоны. Что делают слоны когда видят человека? Они боятся его Нет. Они дружат с ним и когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны когда видят тигра. Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
Рекомендация: по окончании игры ребята садятся в крут и обсуждают кем им больше понравилось быть и почему.
4. Игра «Вождь краснокожих»
Задачи: содействие повышению самооценки, формированию уверенного поведения.
Содержание: игра заключается в том чтобы каждый ребенок почувствовал себя сильным ответственным и умным. По команде ведущего все дети превращаются в индейцев. Считалочкой выбирается вождь. Он встает на самый высокий стул руки скрещивает на груди и дает разные команды своему племени.
Условия. Не допускается обидных высказываний и невыполнимых заданий — это обговаривается перед началом игры. В роли вождя должны побывать все участники. По окончании игры обязательна обратная связь. Задача взрослого — подвести детей к тому как важно быть добрым вождем. Рекомендации. Начиная с этого этапа обязательно обсуждение детьми в группе собственных успешных стратегий поведения в игре при выполнении заданий и в других мероприятиях.
5. Упражнение «Я смогу»
Задачи формирование позитивного настроя уверенности содействие развитию межполушарных связей.
Содержание: детям предлагается встать на одну ногу а другой - нарисовать в воздухе круг повторяя про себя «я смогу!» Затем одной рукой гладить себя по голове а другой - по животу повторяя все то же «заклинание».
Вопросы для обсуждения:
- всем ли было легко выполнять задание
- что нужно чтобы задание получилось
- достаточно ли только верить что все получится
- что еще нужно
- что вы сделаете в следующий раз еще лучше
6. Игра «Стань башней»
Задачи формирование уверенного поведения ощущения собственной силы.
Содержание: взрослый вспоминает вместе с детьми игру «башня успеха» тактики и стратегии которые применяли дети для того чтобы башня устояла.
Также можно вспомнить героев сказок и мультфильмов, которые показывают уверенное поведение.
Взрослый говорит «предлагаю каждому из вас стать сильной, крепкой башней. Для этого надо встать ровно, расправить плечи и представить что ваши ноги - это основание башни. Ничто не сможет башню столкнуть».
Взрослый подходит к каждому ребенку и предлагает запомнить мышечные и эмоциональные ощущения уверенной твердой башни.
7. Игра «Король зверей»
Задачи создание возможности почувствовать себя сильным и смелым ощутить собственное тело формирование чувства гордости.
Содержание: напомнить детям игру «вождь краснокожих. В животном мире тоже есть сильные могучие звери. Спросить кого дети считают самым сильным и уверенным среди зверей. привести пример из сказок и мультфильмов например: «король-лев» «самый сильный зверь» «маугли» .
Взрослый говорит «закрой глаза представь себя царем зверей. Это может быть лев или тигр слон или бегемот — сильный могучий уверенный в себе, спокойный и мудрый. Этого зверя зовут так же как тебя у него твое имя твои глаза твои руки ноги, тело.
По окончании игры обсудить понравилось ли ребенку ощущать себя сильным и смелым.
8. Игра «Я справлюсь»
Задачи формирование чувства гордости уверенности, умения принимать решения и решать конфликтные ситуации создание ощущения принятия другими.
Содержание: детям раздаются по пять фишек. На видном месте ставится баночка с надписью «я справился». Ведущий предлагает детям различные ситуации. тот кто считает что сможет справиться с ситуацией поднимает обе руки вверх а кто не знает выхода из предложенной ситуации прячет руки за спину.
Можно предложить следующие варианты тебя дразнят у тебя отобрали
любимую игрушку тебе не разрешают смотреть телевизор тебе не подарили
обещанный подарок друг обиделся ты поссорился с братом или сестрой и т. д.
идет обсуждение. ребята рассказывают как будут себя вести в этих ситуациях.
если предложенный вариант одобряет большинство детей то следует поло-
жить фишку в баночку с надписью «я справился».
9. Игра «волшебный стул»
Задачи содействие повышению самооценки улучшению взаимоотношений между детьми.
Подготовка к игре: предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка его происхождение что оно означает узнать об известном носителе этого имени о котором можно рассказать детям. Кроме того надо изготовить корону и «волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен а затем говорит что будет рассказывать об именах всех детей группы.
Содержание игры : взрослый по очереди рассказывает об именах детей в группе. Тот ребенок про чье имя рассказывают становится королем. На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне на голове — корона. Рекомендации. В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. имена тревожных детей лучше называть в середине игры. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени.
10. Игра «Самый лучший сыщик»
Задачи формирование адекватной самооценки умения выбирать уровень трудности задачи, тренировка внимательности.
Содержание: на столе выставляются игрушки из «киндер-сюрпризов». Считалочкой выбирается водящий. У него спрашивают сколько игрушек он готов запомнить и сколько перестановок можно сделать на столе. Водящий самостоятельно принимает решение о сложности задачи запоминает игрушки (сколько их и как они стоят на столе) и выходит из комнаты. Поменяв игрушки на столе местами дети зовут водящего тот должен угадать что поменялось и чего не стало.
После игры обязательно обсуждение кому удалось лучше справиться с задачей и почему.
11. Упражнение «Лесенка»
Задачи формирование умения адекватно оценить собственные достижения, ставить перед собой цели.
Содержание: каждому ребенку выдается бланк с изображением лестницы. Взрослый говорит, что на верхней ступеньке располагаются самые-самые самостоятельные инициативные ответственные люди на нижней – самые несамостоятельные безынициативные и безответственные. Затем он просит каждого ребенка найти ступеньку уровень которой соответствует качествам ребенка и нарисовать там себя.
Вопросы для обсуждения:
- трудно было найти для себя место
- куда бы вы поставили свою маму папу" друга
- может ли один и тот же человек быть самостоятельным, но безответственным?
12. Упражнение «Кто я»
Задачи повышение самооценки ребенка развитие скорости и гибкости
мышления.
Содержание: дети по очереди стараются дать как можно больше ответов на вопрос «кто я» Каждое новое предложение начинается с местоимения «я». Если ребенок испытывает трудности необходима помощь в виде наводящих вопросов «что ты любишь делать какое у тебя настроение» и т. д.
13. Упражнение «Какой я»
Задачи формирование умения адекватно оценивать собственные качества и поступки критичность мышления адекватной самооценки.
Содержание: детям раздаются бланк в центре которого нарисован человечек и карточки с пиктограммами изображающими понятия «жадный» <умный> <добрый> <злой> самостоятельный «инициативный» «ответственный» .
Взрослый говорит «я буду называть качество человечка и раздавать карточки а вы должны приклеить на свой лист карточку только в том случае если согласны что вам присуща именно такая черта характера.
Причем если данное качество проявляется очень часто вы приклеиваете карточку очень близко к человечку. Если оно проявляется редко – подальше от человечка».
Вопросы для обсуждения:
- что тебе больше всего понравилось
- что было трудным
- какие качества ты выбрал для себя
- каких качеств ты стараешься не иметь
14. Игра «Стойкий оловянный солдатик».
Задачи формирование чувства успеха ответственности гордости за достигнутые результаты.
Содержание: взрослый говорит «когда вы сильно возбуждены и не можете остановиться взять себя в руки встаньте на одну ногу а другую подогните в колене руки опустите по швам. Вы - стойкие оловянные солдатики честно несете свою службу. Оглянитесь кто стоит вокруг вас что они делают может быть кому-то надо помочь а теперь поменяйте ногу и посмотрите еще внимательнее еще пристальнее вокруг. Молодцы! Настоящие защитники!»
15. Упражнение «Закончи-предложение»
Задачи становление самосознания развитие речи творческой активности.
Содержание: взрослый предлагает детям (индивидуально или в группе) закончить следующие предложения
- я уважаю себя за то что.
- я горжусь собой когда.
- я самостоятельный потому что.
Рекомендации: если работа проходит индивидуально можно попросить ребенка продолжить несколько предложений добавив к предложенным те что не вошли в наш список). если же взрослый работает с группой можно предлагать ребятам только по одному предложению за один раз попросив их продолжать по кругу или по очереди. Закончить такую беседу можно рисованием и выставкой работ.