Галина Ануфриева
Игры и задания по развитию грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто вам приходится слышать, когда дети неправильно употребляют окончания у слов, не могут правильно образовать множественное число, затрудняются назвать слово ласково, согласовать прилагательное с существительным в роде, падеже? А ведь такие простые действия, для нас взрослых, порой очень сложно даются детям, потому что у дошкольников не сформирован грамматический строй речи.
Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Публикация «Игры и задания по развитию грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Очень важно в жизни ребёнка, особенно в дошкольный период, обращать внимание на то, чтобы у него правильно формировался грамматический строй речи, потому что в условиях школьного обучения его нарушение приводит к нарушению письма, когда ребенок пропускает одну или несколько букв.
У детей дошкольного возраста основной вид деятельности- игра, и чтобы у них повысился интерес к выполнению речевых упражнений, лучше всего их проводить в игровой форме.
Мы предлагаем вам ряд упражнений и игр, используемых для формирования, а также коррекции грамматического строя речи.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ:
- игра с мячом: взрослый называет какой-либо большой предмет, например, «гриб», затем бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет этот же предмет, только в уменьшительной форме – «грибок» и т. д.
- находить в окружающей обстановке предметы, о которых говорится в упражнениях (ситцевое платье, шерстяные носки, вязаный шарф и т. д.).
- читать упражнение и одновременно выполнять действия, которые в нём происходят – подойти к какому либо предмету, отойти от него (к двери, к окну, к холодильнику, а затем ответить на вопрос: что ты сделал?
- рисовать предметы, о которых идёт речь в данном упражнении, а затем объяснить, что он нарисовал (несколько овощей, маленьких и больших, назвать их).
- использовать игрушки и действия с ними – поставить маленький утюжок и спросить ребё нка: «Что?»; он отвечает: «утюг»; убрать утюжок и спросить: «Нет чего?», он должен ответить: «Нет утюга», и т. д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Игра «Один - много»
Образование множественного числа от имён существительных.
- один утюг, а много чего? - утюгов.
- одна нора, а если их много? - норы.
Слова для использования:
- глаз, дерево, ухо, угол, гора, утюг, букварь, стекло, бок, холод, зеркало, облако, поезд, полотенце, весло, ведро, поле, соболь, слон, окно, день, бельчонок, коза, узор, фонарь, плащ, луг, берег, город, номер, повар, вечер, число, покрывало, зерно, учитель, озеро, тополь, село, кресло, поезд, дело, парус, провод, голос, рог, лес, лещ, пирог, нора, медвежонок, лоб, стул, журавль;
- полено, копьё, платье, перо, колос, лист, крыло, друг, гроздь, сын;
- мышата, лисята, тигрята, воронята, зайчата, слонята, львята, утята, оленята, котята, галчата, лягушата;
- кофе, пальто, суфле, метро, какао.
Согласование существительных с числительным.
Ребё нку предлагают закончить каждое из прочитанных словосочетаний:
один дятел, а четыре… дятла.
Словосочетания для использования:
Один верблюд, а четыре (верблюда); одна рысь, а две (рыси); одно зеркало, а пять (зеркал); одно ухо, а шесть (ушей);
одна пуговица, а десять (пуговиц); один шар, а семь (шаров); один дом, а пять (домов); один гусь, а два (гуся);
один телёнок, а три (телёнка); одна ворона, а четыре (вороны); одна ложка, а семь (ложек); одна капля, а шесть (капель);
один медведь, а восемь (медведей); один лоб, а шесть (лбов); один воробей, а два (воробья); одна люстра, а восемь (люстр); одна шея, а семь (шей).
Можете усложнить задания, изменяя окончания имё н существительных:
один стул, два стула, шесть стульев.
один котёнок, три котёнка, пять котят…
Один дуб, два дуба, шесть дубов…
Одно дерево, два дерева, семь деревьев…
Одна сосна, две, пять…
Одна берёзка, две, шесть…
Один тополь, два…пять…
Одно стекло, два, пять…
Один ручей, три ручья, шесть…
Одно море, три, пять…
ИГРЫ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ
Попросите ребё нка ответить на следующие вопросы:
Откуда мы возьмём ручку, если она лежит на парте? (СО стола).
Откуда мы возьмём ручку, если она лежит в пенале? (ИЗ пенала).
Откуда мы достанем ручку, если она упала под парту? (ИЗ-ПОД парты).
Откуда выйдет девочка, если она стоит за диваном? (ИЗ-ЗА дивана).
Откуда выедет автобус, если он остановился за углом? (ИЗ-ЗА угла).
Откуда мы достанем карандаш, если он закатился под стол? (ИЗ-ПОД стола).
Откуда мы возьмём ботинки, если они стоят под стулом? (ИЗ-ПОД стула).
Попросите ребё нка закончить следующие предложения:
Яблоко упало (С яблони).
Яблоки растут (НА яблоне).
Птицы пролетели (НАД яблоней).
Упавшие яблоки лежат (ПОД яблоней).
Девочка подошла (К яблоне).
Мальчик отошёл (ОТ яблони).
Если ребенок затрудняется назвать слово или составить предложение, ни в коем случае не смейтесь и не ругайте его. Помогите ему!
Не давайте сразу много слов и предложений, обязательно дозируйте даваемую информацию. Для закрепления положительного результата займитесь творчеством: нарисуйте предложение, слово или словосочетание.