Приложение МААМ

Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»

анастасия сиротина
Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые родители!

Предлагаю вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребёнку преодолеть трудности в реализации языковых средств, повысить уровень как общего, так и речевого развития, развить способности (сосредоточенность, навыки коммуникации, позволяющие не только подготовить ребёнка с ОНР и ТНР к школе, но и раскрыть потенциал его личности, «научить учиться». Данный перечень игр научат Вашего ребёнка рассказывать, отыскивать интересные слова, помогут подружиться со словом, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Публикация «Консультация „Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи.

В них можно играть в выходные дни, когда взрослые и дети собираются вместе после рабочего дня в дружной семейной обстановке.

«ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Ход игры : ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

«УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах.

Ход игры : попросить ребё нка самостоятельно составить описательную загадку о фруктах: «Круглое, твёрдое, красное, сладкое, едят» (яблоко, «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (лимон) и т. д

(можно составлять описательные рассказы о предметах)

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные

от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель: учить образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры : произнести фразу и бросить мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

«ПОДБЕРИ ПРИЗНАК»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры : предложить ребёнку назвать слово и задать вопросы

(какой? какая? какие? какое, ребёнок отвечает.

Куртка (какая) -красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие) - коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой) - пушистый, вязанный…

Перчатки (какие) - кожаные, белые.

Шляпа (какая) - черная, большая…

Туфли (какие) - осенние, красивые…

Платье (какое) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая) - белая, праздничная….

Шуба (какая) - меховая, теплая…

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры : Ребёнок и взрослый играют в паре. Ребёнку читать вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова

(это слово стоит в родительном падеже множественного числа).

Каждый добавляет недостающее слово и получает за каждый правильный ответ фишку-приз. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого. Пожираешь людей,

Я видел двух свинок. Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок) Твою голову с … (плеч)

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе. Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

Робин Бобин Барабек. Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек) Не боюсь его (когтей)

«СКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

«СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ»

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать - …, мчаться -, нестись - …, гнать - …, тащиться - …, передвигаться - … .

«СОСТАВЬ ФРАЗУ»

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры : предложить ребёнку придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

«СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют …).

У дятла красная голова, поэтому его называют …).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют …).

У дятла острый клюв, поэтому его называют …).

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры : взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет её.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф …

«ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА»

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему.

Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова.

Первый игрок произносит: «Клоун», второй: «Радость», третий: «Смех»

и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не закончатся.

Можно сменить тему и называть только зелёные слова ( например: огурец, ёлка, кузнечик, лягушка,только круглые (например, часы, Колобок, колесо, шар, глобус).

«АВТОБИОГРАФИЯ»

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю, и становится темно не только в душе» (Лампочка). Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне обрадовался.» (Шарик).

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т. д. Что может получиться (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).

«СЛОВА НАОБОРОТ» (с мячом)

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч

и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (Белый, пушистый, мягкий, чистый).

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»

Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).

«АНТОНИМЫ ДЛЯ ЗАГАДОК»

Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в которой всё наоборот, например, тема «Животные».

Обитает в воде (значит, на суше);

Шерсти нет совсем (значит, длинная шерсть);

Хвост очень длинный (значит, короткий);

Всю зиму ведёт активный образ жизни (значит, спит);

Очень любит солёное (значит, сладкое). Кто это?

Публикации по теме:

Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Задачи: 1. Рассмотреть научно-теоретическую базу изучаемой проблемы. 2. Выявить особенности грамматического строя речи у дошкольников с.

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Игра№1 Задачи: развивать умение детей образовывать уменьшительные имена существительные. Игра с мячом «Ласковые имена». Цель: развивать.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи Система дидактических игр и лексических упражнений, направленных на формирование грамматического строя речи. 1. Упражнение «Что растет в.

Доклад «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы» Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте, как правило, наблюдаются некоторые проблемы в лексико-грамматическом развитии. Для детей с дефектом речевого развития.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Развитие лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР У детей с общим недоразвитием речи в пятилетнем.

Открытый просмотр НОД дидактические игры и приемы в построении грамматического строя речи у дошкольников среднего возраста Муниципальное бюджетное учреждение детский сад «Улыбка» Открытый просмотр НОД Тема: дидактические игры и прёмы в построении грамматического.

Подгрупповая консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 октября 2018 в 19:56
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем анастасия сиротина (УИ 782440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД