Ирина Нубарян
Игры и упражнения в коррекции слоговой структуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование фонетически правильной речи - важная задача логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).
Публикация «Игры и упражнения в коррекции слоговой структуры речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка.
Характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений.
"Найди нужную цифру"
Ребёнок находит в кабинете любой предмет, называет его и считает слоги в слове, прохлопывая и проговаривая слово одновременно. Затем выбирает и показывает нужную цифру.
Игра с мячом.
Ребёнок находит в «бассейне» с крупой игрушку, называет её, отсчитывает слоги в слове и бросает мяч в нужную цифру на мишени.
«Продолжи цепочку»
Педагог начинает выкладывать на круге ряд игрушек: 1-ое слово с двумя слогами, 2-ое с 3-мя слогами. Ребёнок должен догадаться какое должно быть следующие слово и продолжить цепочку из игрушек, завершив круг.
«Прищепки»
Ребёнок выбирает картинку, называет слово, отсчитывает слоги и прикрепляет к картинке прищепки по количеству слогов в слове.
«Найди картинку»
На «звуковой» улитке ребёнок находит картинку с нужным количеством слогов и закрывает его фишкой.
«Слова и слоги»
Ребёнок составляет целое слово из нескольких слогов и картинок. Верхняя строчка – слово и слоги, нижняя строчка – картинки слов. Начинающихся с этих слогов.
Например:
КОРОВА =
КО (кораблик)
РО (роза)
ВА (ваза)
«Рассели картинки»
Ребёнок выбирает любую картинку, называет её, отсчитывает слоги в слове. Затем выкладывает картинку в столбик к нужной цифре (по количеству слогов).
«Назови слог правильно»
Ребёнок идёт по дорожке, проговаривая слоги и одновременно ударяя по предмету нужной ногой. (В данном случае: проговаривая слог «ША» - ударить по шишке правой ногой, проговаривая слог «СА» – ударить по каштану левой ногой).
Литература:
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
2. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.