Наталья Мамаева
Игры и упражнения на развитие восприятия ритма.
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения на развитие восприятия ритма
«Язычки – дразнилки»
Цель: развитие у детей способности различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).
Материал: Игрушки «язычки» - индивидуально на каждого ребенка.
Публикация «Игры и упражнения на развитие восприятия ритма,» размещена в разделах
Описание: Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-Та-та-Та… Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок» Разнообразить игру можно, предложив детям свистки, дудочки или бубны.
«Забияки – петушки»
Цель: закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента.
Материал: шапочки петухов для каждого ребенка.
Описание: Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог они поднимают руки вверх, как бы показывая красивый гребешок петуха, потом продолжают движения ногой до следующего акцента.
«Узоры»
Цель: обучение передачи метрических отношений (равномерно повторяющихся,заданных наглядной схемой.
Материал: Детская мозаика на каждого ребенка.
Описание: 1-й вариант. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой, а желтая – слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.
2-й вариант. Педагог передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
Игры - упражнения на развитие восприятия тембра голоса
«Кто боится прививки?»
Цель: определение эмоциональной окраски фразы по тембру голоса.
Материал: предметные картинки с изображением людей и животных.
Описание: предметные картинки выкладываются перед детьми. Педагог произносит фразу: «Я прививок не боюсь, если надо уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечает на вопрос «Кто боится прививки?»
«Угадай-ка»
Цель: закрепление навыков восприятия тембровой окраски голоса.
Описание: педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой окраской голоса произнесены фразы.
Игры – упражнения на развитие восприятия логического ударения
«Слушай, думай, называй»
Цель: формирование навыков восприятия логического ударения.
Описание: педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово – носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
«Найди важное слово»
Цель: формирование навыков восприятия логического ударения.
1-й вариант.
Материал: наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, - по количеству детей.
Описание: педагог произносит фразы, выделяя голосом слово – носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: «Девочка играет в мяч». Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово – носитель логического ударения.
2-й вариант.
Материал: аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок – по количеству детей.
Описание: дети слушают аудиозаписи текстов и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов – носителей логического ударения.
Рыбе рак - ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
В. Лунин.
Игры на формирование эмоциональной лексики
«Облака»
Логопед читает стихотворение, а дети изображают облака пиктограммой- настроением в соответствии с текстом. Автор стихотворения Екимова Н.
По небу плыли облака, И стало грустно- грустно так,
А я на них смотрел, А вовсе не смешно.
И два похожих облачка найти я захотел. И вдруг по небу грозное
Я долго всматривался ввысь Страшилище летит
И даже щурил глаз, И кулаком громадным
А что увидел я, то вам Сердито мне грозит.
Все расскажу сейчас. Ох, испугался я, друзья,
Вот облачко веселое Но ветер мне помог.
Смеется надо мной: Так дунул, что страшилище
- Зачем ты щуришь глазки так? Пустилось наутек.
Какой же ты смешной! А маленькое облачко
Я тоже посмеялся с ним: Над озером плывет,
-Мне весело с тобой! И удивленно облачко
И долго-долго облачку Приоткрывает рот:
Махал я вслед рукой. – Ой, кто там в глади озера
А вот другое облачко Пушистенький такой,
Расстроилось всерьез: Такой мохнатый, мягонький?
Его от мамы ветерок Летим, летим со мной!
Вдруг далеко унес. Так очень долго я играл
И каплями-дождинками И вам хочу сказать,
Расплакалось оно… Что два похожих облачка не смог я отыскать.