Оксана Богатикова
Консультация для родителей «Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вряд ли человек, проживший на свете целых четыре года, ещё не знаком с числом. Вероятно, он уже знает, что такое" один " и " много ", а возможно, умеет и считать : " один, два, три. семь. "Теперь пора приучить его к математике, хоть это и звучит по-взрослому. Важно не только научить ребёнка правильно пересчитывать предметы и узнавать цифры, а дать ему понимание того, какая сторона вещей " спряталась " за " числом ".
Публикация «Консультация для родителей „Развитие математических способностей через дидактические игры и занимательные игровые упражнения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Трудности, которые испытывают многие дети, обучаясь математике в школе, связаны, как правило, с тем, что они не понимают простейших математических отношений. Операции с числами для них некоторого вида колдовство. Конечно, и здесь нельзя просто " вложить " в голову ребёнка необходимые знания. Усвоить это он может только в результате собственных действий, направленных на установление стоящих за числами (количественных) отношений.
Взрослые не перестают удивляться, как много может запомнить ребёнок в первые годы своей жизни.
Период дошкольного детства относительно недолог, но как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, незнакомое: становится близким и понятным ранее недоступное.
Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объёмный предмет ; угощая кукол чаем, надо перед каждой поставить чашку и многое другое.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того. насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, сравнение, ощупывание и т. д.) , влияющих на восприятие и мышление.
Спонтанно накопленный опыт может быть объёмным, но неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает чему учить ребёнка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: началом школьного обучения с шести-семи лет, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс более интенсивным.
Взрослые зачастую спешат дать ребёнку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает, как губка. Однако всегда ли это даёт желаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребёнка учить математику, если ему это скучно?
Наша задача организовать познавательный процесс так, чтобы ребёнку было всегда интересно.
В детском саду особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, весёлых рассказов, задач на смекалку. Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих взаимосвязь рациональной работы воспитателя как на занятии, так и вне его. Такой материал можно включать в основную часть занятия по ФЭМП или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей.
Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Задачи, загадки, шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени.
Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответы, проявляя при этом творчество. Малая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального актёрства, в какой бы сфере он потом не трудился.
Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста, развития их самостоятельных игр, развлечений во внеурочное время.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи и т. д. Умственная адача реализуется средствами игры и в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательному математическому материалу передают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса : " Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к математике,логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания : активизировать умственную деятельность,заинтересовать математическим материалом,увлекать и развлекать детей,углублять и расширять математические представления, закреплять полученные знания и умение, упражнять в применении их в других видах деятельности.