Ирина Корчагина
Игры и упражнения на развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Речь имеет большое значение для полноценного психического развития ребенка. Еще до школы детям следует овладеть четким произношением звуков, иметь богатый запас слов и уметь активно им пользоваться, составлять рассказы, пересказывать прочитанное.
Публикация «Игры и упражнения на развитие речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Речь детей должна быть выразительной. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Это непременные условия овладения грамотой.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
1. Определение звучания игрушек. Возьмите 3—5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон, пищащие и заводные игрушки) и предложите ребенку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребенка в сторону (на 3—4 м, поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и указать на звучавшую игрушку или воспроизвести ее звучание.
2. Определение места звучания игрушки. Откуда доносится звук?
3. Определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио).
4. Определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
5. Определение звуков и шумов, доносящихся с улицы (машина, трамвай, ветер, дождь, гром, шум толпы).
6. Выполнение просьб и поручений, не сопровождаемых жестами (дай, возьми, положи, принеси, подойди туда-то, открой, закрой,
подними).
7. Перемещение предметов по заданию, например: взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, на пол).
8. Поменять местами игрушки, например зайку (на диване) и
мишку (на полу).
9. На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать вам сразу 2 предмета, например домик и машинку, мячик и собаку и т. д. В дальнейшем задание усложните: попросите подать одновременно 3—4 предмета.
10. Повторение сочетаний звуков и слогов: А, У, О, И
А-У, А-И, О-А А-О-У, А-У-И, И-У-А АУ, УА, АИ, УИ, АУИ, УИА ТА, ПА, МА, НА, СА ТА-ТА, TATA МА-МА, МАМА ПА-ПА-ПА, ПАПАПА ТА-МА, ТА-МА-СА ТА-ТА-ПА и т. д.
Старайтесь использовать те звуки, которые у ребенка сохранны или отработаны.