ольга синицина
Игры и упражнения на развитие умения активно слушать
▼ Скачать + Заказать документы
на развитие умения активно слушать
Задачи
• развивать вербальную и невербальную коммуникацию;
• учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи;
• развивать слуховое восприятие и память;
• учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них;
» учить перефразировать сказанное, уловив его главный смысл;
Публикация «Игры и упражнения на развитие умения активно слушать» размещена в разделах
• учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, подводить итог мыс ли собеседника;
• учить использовать прием активного слушания : дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Что случилось?
Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обиженный пингвин, удивленный филин.
Описание упражнения-
Один из детей - водящий, остальные - «наблюдатели» и «советчики».
Педагог предлагает водящему выбрать любую картинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:
• Кто это?
• Какое у него настроение?
• Какие чувства (эмоции) он испытывает?
• Почему? Что с ним случилось?
• Что ты ему посоветуешь?
«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Пантомимические этюды
Описание упражнения
Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:
маленькая девочка в хорошем настроении;
старик;
уставший человек;
смелый человек и т. д.
. Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.
Собери чемодан.
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник»и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.
Эхо.
Описание игры
Первый вариант.
Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.
Второй вариант.
Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».
Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо» : «Какое слово сказал Витя (Коля и т. д.? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.
Затем команды меняются местами, игра возобновляется.
Взаимное цитирование.
Описание игры.
Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой,называя кого –нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого –нибудь другого, например, : «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя,например, глядя куда-то вверх.
Почта.
Описание игры.
Ведущий игры – педагог. Между ним и участниками игры происходит следующий диалог:
Ведущий: Динь – динь – динь.
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: Откуда?
Ведущий: Из Рязани.
Дети: А что там делают?
Ведущий: Танцуют (поют, смеются, плавают, летают и т. д.)
Кто ты?
Описание игры.
Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например,водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает :
- Кто ошибается,
Тот попадается!
Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например:
- Кто ты?
- Метла.
- А что ты ел сегодня утром?
- Метлу.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На метле. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся) ,водящий меняется.
Что в сундучке?
Оснащение: сундучок, различные предметы.
Описание игры.
Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет.
С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».
Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.
Картинная галерея.
Оснащение: картины, названия которых известны детям.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит
-Все картины хороши,
Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему.
Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.
Азбука почемучек.
Оснащение: алфавит.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит :
- Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например :
А: абрикос – это фрукт или овощ?
Б: банан, какого цвета? И т. д.
Интервью
Оснащение : микрофоны (по количеству пар участников)
Описание игры.
Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты» ,другая –«журналисты»
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например : Город, в котором я живу»
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая,по мнению большинства детей,наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
Пум –пум - пум.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит :
- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум». «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.
Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.
Например :
- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?
- Для чего «Пум – пум –пум» нужен?
- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький?
И так далее.
Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.
Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.
Скажи по –другому.
Оснащение: фишки.
Описание игры.
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Педагог говорит:
- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.
Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.
Примеры предложений:
- Девочка торопиться в школу:
- Мама смотрит в окно:
- Вчера Толя был грустным;
- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.
Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.
Слушай и повторяй.
Описание упражнения.
С помощью считалки выбирается водящий. Педагог произносит какую – нибудь фразу, после чего водящему нужно передать услышанное остальным участникам, но другими словами.
Например, педагог говорит:
- Я прочитаю вам замечательный рассказ про муравьишку –путешественника.
Водящий может перефразировать это предложение так :
- Воспитатель (имя –отчество)прочитает нам интересный рассказ о путешествиях муравья.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
упражнение можно усложнить,используя в качестве речевого материала
небольшие стихи, рассказы, сказки.
Тайный смысл.
Оснащение : магнитная доска, магниты.
Иллюстрации к пословицам:
«без труда не вытащишь рыбку из пруда»;
«яйца курицу не учат»;
«каждый кулик свое болото хвалит»;
«за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»;
«трус своей тени боится»;
Описание упражнения.
Один из детей – водящий, остальные – «наблюдатели» и «советчики». Педагог прикрепляет к доске иллюстрацию к пословице. Водящему предлагается послушать несколько пословиц, выбрать подходящую «подпись» к картинке и обосновать свой выбор.
«Наблюдатели» и «советчики» выслушивают ответ водящего и высказывают свое мнение.
Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Идет следствие.
Оснащение : магнитная доска, магниты ;
Сюжетные картинки : «Новогодний хоровод», «Хоккей», «Салют».
Описание игры.
С помощью считалки выбираются двое водящих – «детективы»
Остальные участники игры – «свидетели». Педагог прикрепляет к доске сюжетную картинку так, чтобы её могли видеть только «свидетели». Затем «свидетели начинают давать показания» о том, что изображено на картинке. Их задача – описать сюжет не прямо, а косвенно, используя дополнительную информацию, чтобы «детективы» не сразу поняли, что именно происходит. Например, если используется картинка «Новогодний хоровод»,дети могут описать её так :
- Я вижу улыбки на лицах.
- Я слышу смех и топот ног.
- Все держаться за руки.
- Я слышу веселую музыку.
- Я вижу подарки.
- Я чувствую запах елки.
Если «детективы» решат, что разгадали сюжет, они говорят : «У нас есть ответ». Версии ответов можно выдвигать три раза.
Затем водящие меняются, игра возобновляется.
Плохое настроение.
Описание упражнения.
Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.
Затем педагог говорит:
- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу:» Я не буду с тобой играть».
Его друг подумал немного и спросил:»Ты имеешь ввиду,что тебе хочется поиграть с другими детьми?»
У мальчика улучшилось настроение,потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.
После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»
Я начну, а вы продолжите.
Оснащение: рассказ Н. Носова «На горке».
Описание упражнения.
Участники садятся на пол или стульчики, образуя круг. Вначале педагог читает детям рассказ Н. Носова «На горке», а затем произносит незаконченные предложения. Дети поочередно их заканчивают, используя образные слова и выражения.
Например:
Был ясный день, снег на солнце (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы (пулей, вихрем, так, что дух захватило)
Санки перевернулись, и мальчик (шлепнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем)
Коле очень хотелось, чтобы горка получилась. Он трудился (не покладая рук, без устали, в поте лица).