Оля Каширская
Игры и упражнения на развитие мелкой мотроки рук у детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Чем старше становятся дети, тем более ловкими должны быть их руки и пальцы. Умение точно выполнять мелкие движения и тонкие манипуляции необходимо для гармоничного развития дошкольников. Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?
ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Публикация «Игры и упражнения на развитие мелкой мотроки рук у детей 3–4 лет» размещена в разделах
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка. Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка : навыков самообслуживания; усидчивости; мышления; внимания; воображения; словарного запаса; памяти.
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК. После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук. Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики? Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
Умеют держать ручку или карандаш. Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты. Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги. Могут снимать и надевать одежду и обувь. Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем. Строят башню минимум из 3 кубиков. Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости. Откручивают крышки. Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами. Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую. Обводят контур по пунктирной линии. Лепят простые элементы из пластилина. Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы. Сортируют мелкие предметы, крупы. Разворачивают фантики и обертки. Завязывают узлы. Движения рук происходят при координации зрением.
Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия :
• застегивание пуговиц,
• кнопок, шнуровки;
• откручивание крышек на баночках и бутылках;
• перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
• лепка из пластилина или теста;
• сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
• рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
• рисование пальчиковыми красками или карандашами;
• игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
• нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
• ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
• массаж с помощью шипованных мячиков.
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
• Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
• Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
• Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола. А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку, которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).
Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
Лодочка. Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки, Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
Котик. Как больно кусается котик-малыш, Решил он, что видит не пальчик, а мышь! Но я ведь играю с тобою, малыш, А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!» Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
Загибалки. Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие: Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — мамочка. Этот вот — дедулечка. Это вот — бабулечка. Ну а этот пальчик — я. Вот и вся моя семья! (Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком) Этот брат нашел грибок. Это резать стал его. Это братец жарил гриб. Этот только ел и ел, Посмотри, как потолстел! (Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).