Папки-передвижки

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях

Елена Гурулева
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие лексико-грамматических категорий языка вызывает интерес к занятиям, перед ребенком встает цель, решить которую ребенку становится весело, интересно.

Тема: Насекомые

(По другим темам аналогично.)

1. Игра: «Закончи предложения»

Цель: учить подбирать антонимы к именам прилагательным

Ход игры : предложить ребёнку закончить начатую вами фразу.

Публикация «Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях» размещена в разделах

Гусеница пушистая, а червяк (гладкий)

Шмель большой, а пчела (маленькая)

Майский жук большой, а тля (маленькая)

У стрекозы хвост длинный, а у бабочки (короткий)

У майского жука крылья жесткие, а у бабочки (мягкие)

2. Игра «Найди лишнее слово»

Цель: Находить и называть однокоренные слова. Объяснить, почему это слово лишнее.

Гусеница, гусеничка, гусь, гусеницы.

Пчела, пчелиный, пчёлы, печь.

Червяк, червивый, чёрствый, червячок.

Летит, перелётный, летящий, лето.

Стрекот, стрекочет, стрелка, стрекотунья.

3. Игра «Отгадай, это чьё?»

Цель: образовывать притяжательные прилагательные от имён существительных

Ход игры : Я начну фразу, а подскажи мне необходимое слово

Крыло стрекозы. Чьё крыло? Стрекозиное

Лапа пчелы. Чья лапа? Пчелиная

Писк комара. Чей писк? Комариный

Жужжание пчелы. Чьё жужжание? пчелиное

4. Игра «Как сказать иначе?»

Цель: образовывать от глаголов причастия и употреблять их в речи

Ход игры : объяснить ребёнку, что с помощью вопроса можно образовывать новое слово.

Бабочка летает (бабочка какая) летающая

Червяк ползёт (какой червяк) ползущий

Жук взлетает (какой жук) взлетающий

Божья коровка сидит на цветке (какая б. коровка) сидящая на цветке

Стрекоза парит над водой (какая стрекоза) парящая

5. Игра «отгадай загадку»

Цель: учить образовывать категории имен существительных именительного, родительного, творительного падежей.

И. П. Он сети, как рыбак готовит, а рыбы никогда не ловит. Паук

Р. П. Он не зверь не птица, а нос у него, как спица. У кого? У комара

Т. П. У него семья большая, сам он, правда, мелковат. Работяга и трудяга, всё что видит, тащит в дом. И зовётся… муравьём

6. Игра: «Голоса насекомых»

Цель: образовывать глаголы от звукоподражаний. Задайте вопрос ребёнку и предложите подобрать глаголы к предложенным вами звукоподражаниям

Заботливая пчела поё т свою песенку: «жжжжжжж». Она (что делает) жужжит

Муха поё т свою песенку: «ЗЗЗзззззззззз» она (что делает) звенит

Кузнечик поё т лапками: «стрек – стрек». Он стрекочет.

7. Игра «Помоги рассказать»

Цель правильно подбирать к глаголам нужные по смыслу приставки

ПОД-, ПРИ-, ПЕРЕ-.

Ход игры : предложить ребёнку внимательно прослушать текст. Попросите его подобрать к глаголам необходимые по содержанию текста приставки.

«(При)шла весна. (При) грело солнышко. На ветках появились первые листочки. Вот летит бабочка. Она (с) летела с цветка. Замахала пестрыми крылышками и (по) летела дальше. Она увидела на полянке ещё один цветок. Бабочка (под)летела к нему. Села на цветок и стала качаться на нем, как на качелях. Хорошо весной насекомым!»

8. Игра «Ласковая фея»

Цель: образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффексов –в-. –чк-, -чек-, -ок-, -к-.

Ход игры : «Для того, чтобы превратить насекомое в очень маленькое. Нужно назвать его ласково. Фея очень боится, что одна она не успеет сделать это быстро. Помогите ей спасти насекомых, назови каждое насекомое ласково»

Жук, паук, гусеница, мотылёк, стрекоза, блоха, муха.

9. Игра «Скажи по-другому»

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.

Ход игры : предложить произнести фразу (словосочетание по- другому)

У бабочки крылья, как из шелка (какие) шелковые крылья. У кузнечика усики как из проволоки (какие усики) проволочные усики У пчелы туловище из разных полосочек (какое туловище) полосатое стрекозы крылья, как из прозрачной бумаги (какие) прозрачные…. Аналогично по другим лексическим темам.

10. Игра «Махаон – хвастун»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов – чик-, - ик-, и увеличительного – ище-.

Ход игры : предложить детям назвать части тела бабочки (лапки, усики, глазки, крылышки, тельце, голова)

У тебя мотылёк маленькие крылышки, а у меня большущие крылья У тебя лапочки, а у меня (лапищи, у тебя глазки, а у меня (глазищи) и т д

Пока он хвастался, прилетел воробей. Маленький мотылёк спрятался в высокой траве, а большой Махаон не успел. Вот и достался на завтрак воробью.

11. Игра «Один – много» Цель: понимать и употреблять в речи им. существительные в ед. и мн. числе; глаголы наст. времени

Пчела – пчёлы муха – мухи жук – жуки глаз – глаза дерево – деревья нос – носы крыло – крылья

Публикации по теме:

Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях. Консультация для педагогов ДОУ Закон «Об образовании» в ст. 18 (Дошкольное образование) говорит о необходимости развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции.

Дидактический материал для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 5–7 летДидактический материал для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми 5–7 лет На фото продемонстрирован дидактический материал для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми старшего дошкольного.

Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях Предлагаю Вашему вниманию комплекс дыхательных упражнений, которые можно использовать для постановки дыхания перед пением на музыкальных.

Фотоотчет о проекте «Игры, которые лечат»Фотоотчет о проекте «Игры, которые лечат» Тип проекта: творческий, познавательный Сроки проведения: 2015/2016 учебный год (долгосрочный) Автор проекта: Епифанова Ю. А. Участники проекта:.

Игры и упражнения как средство психологической помощи дошкольникам на музыкальных занятиях. В помощь музыкальным руководителям Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче.

Консультация для родителей «Игры, которые лечат!»Консультация для родителей «Игры, которые лечат!» Мы воспитатели, часто замечаем, что болеют чаще всего одни и те же дети. Если в семье заболевает ребенок, то это становится общей бедой.

«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях»«Логоритмика, или Как можно играть в подвижные игры на логопедических занятиях» Речь– такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для.

Применение игры на индивидуальных занятиях. Доклад на педсовет В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально.

Проект «Игры, которые лечат» Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда.

Зимние композиции, в которые можно игратьЗимние композиции, в которые можно играть Сегодня на ВАШ суд предъявляю две зимние композиции, которые могут стать украшением группы и. зимней игрой для ребятишек. Для создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 23:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гурулева (УИ 205517) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД