Елена Гурулева
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие лексико-грамматических категорий языка вызывает интерес к занятиям, перед ребенком встает цель, решить которую ребенку становится весело, интересно.
Тема: Насекомые
(По другим темам аналогично.)
1. Игра: «Закончи предложения»
Цель: учить подбирать антонимы к именам прилагательным
Ход игры : предложить ребёнку закончить начатую вами фразу.
Публикация «Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях» размещена в разделах
Гусеница пушистая, а червяк (гладкий)
Шмель большой, а пчела (маленькая)
Майский жук большой, а тля (маленькая)
У стрекозы хвост длинный, а у бабочки (короткий)
У майского жука крылья жесткие, а у бабочки (мягкие)
2. Игра «Найди лишнее слово»
Цель: Находить и называть однокоренные слова. Объяснить, почему это слово лишнее.
Гусеница, гусеничка, гусь, гусеницы.
Пчела, пчелиный, пчёлы, печь.
Червяк, червивый, чёрствый, червячок.
Летит, перелётный, летящий, лето.
Стрекот, стрекочет, стрелка, стрекотунья.
3. Игра «Отгадай, это чьё?»
Цель: образовывать притяжательные прилагательные от имён существительных
Ход игры : Я начну фразу, а подскажи мне необходимое слово
Крыло стрекозы. Чьё крыло? Стрекозиное
Лапа пчелы. Чья лапа? Пчелиная
Писк комара. Чей писк? Комариный
Жужжание пчелы. Чьё жужжание? пчелиное
4. Игра «Как сказать иначе?»
Цель: образовывать от глаголов причастия и употреблять их в речи
Ход игры : объяснить ребёнку, что с помощью вопроса можно образовывать новое слово.
Бабочка летает (бабочка какая) летающая
Червяк ползёт (какой червяк) ползущий
Жук взлетает (какой жук) взлетающий
Божья коровка сидит на цветке (какая б. коровка) сидящая на цветке
Стрекоза парит над водой (какая стрекоза) парящая
5. Игра «отгадай загадку»
Цель: учить образовывать категории имен существительных именительного, родительного, творительного падежей.
И. П. Он сети, как рыбак готовит, а рыбы никогда не ловит. Паук
Р. П. Он не зверь не птица, а нос у него, как спица. У кого? У комара
Т. П. У него семья большая, сам он, правда, мелковат. Работяга и трудяга, всё что видит, тащит в дом. И зовётся… муравьём
6. Игра: «Голоса насекомых»
Цель: образовывать глаголы от звукоподражаний. Задайте вопрос ребёнку и предложите подобрать глаголы к предложенным вами звукоподражаниям
Заботливая пчела поё т свою песенку: «жжжжжжж». Она (что делает) жужжит
Муха поё т свою песенку: «ЗЗЗзззззззззз» она (что делает) звенит
Кузнечик поё т лапками: «стрек – стрек». Он стрекочет.
7. Игра «Помоги рассказать»
Цель правильно подбирать к глаголам нужные по смыслу приставки
ПОД-, ПРИ-, ПЕРЕ-.
Ход игры : предложить ребёнку внимательно прослушать текст. Попросите его подобрать к глаголам необходимые по содержанию текста приставки.
«(При)шла весна. (При) грело солнышко. На ветках появились первые листочки. Вот летит бабочка. Она (с) летела с цветка. Замахала пестрыми крылышками и (по) летела дальше. Она увидела на полянке ещё один цветок. Бабочка (под)летела к нему. Села на цветок и стала качаться на нем, как на качелях. Хорошо весной насекомым!»
8. Игра «Ласковая фея»
Цель: образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффексов –в-. –чк-, -чек-, -ок-, -к-.
Ход игры : «Для того, чтобы превратить насекомое в очень маленькое. Нужно назвать его ласково. Фея очень боится, что одна она не успеет сделать это быстро. Помогите ей спасти насекомых, назови каждое насекомое ласково»
Жук, паук, гусеница, мотылёк, стрекоза, блоха, муха.
9. Игра «Скажи по-другому»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных.
Ход игры : предложить произнести фразу (словосочетание по- другому)
У бабочки крылья, как из шелка (какие) шелковые крылья. У кузнечика усики как из проволоки (какие усики) проволочные усики У пчелы туловище из разных полосочек (какое туловище) полосатое стрекозы крылья, как из прозрачной бумаги (какие) прозрачные…. Аналогично по другим лексическим темам.
10. Игра «Махаон – хвастун»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов – чик-, - ик-, и увеличительного – ище-.
Ход игры : предложить детям назвать части тела бабочки (лапки, усики, глазки, крылышки, тельце, голова)
У тебя мотылёк маленькие крылышки, а у меня большущие крылья У тебя лапочки, а у меня (лапищи, у тебя глазки, а у меня (глазищи) и т д
Пока он хвастался, прилетел воробей. Маленький мотылёк спрятался в высокой траве, а большой Махаон не успел. Вот и достался на завтрак воробью.
11. Игра «Один – много» Цель: понимать и употреблять в речи им. существительные в ед. и мн. числе; глаголы наст. времени
Пчела – пчёлы муха – мухи жук – жуки глаз – глаза дерево – деревья нос – носы крыло – крылья