Наталья Петровна Дрожина
Проект «Игры, которые лечат»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд пытливые, любознательные глаза. Они смотрят широко и открыто….
Совсем недавно я услышала притчу:
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, они часто проходили мимо него не услышанными.
Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды.
В отчаянии я отвернулся от него.
«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я.
Публикация «Проект „Игры, которые лечат“» размещена в разделах
Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
Так давайте играть с детьми! В интересные, яркие, образные, познавательные, оздоравливающие и развивающие игры.
Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей. Игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых,. в игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же знаниями в играх».
Тип проекта :
1. По виду деятельности: практико - ориентированный;
2. По содержанию: социально-педагогический;
3. Участники проекта : дети, педагоги, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник.
4. По времени проведения: краткосрочный (в межсезонье).
5. Характер контакта: в рамках ДОУ.
6. Период с 03.03.2015г. -07.03.2015г.
Актуальность выше изложенного позволила определить тему следующего опыта работы: «Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в играх», а конкретно определила для себя тему: «Игры, которые лечат». Трудно поспорить с тем, что в основе, всестороннего развития человека лежит здоровье. Есть здоровье, человек жизнерадостен, хватает сил на саморазвитие, успешную жизнь, а нет здоровья, так и остается на месте, теряя то, что у него было. Именно для успешного будущего наших детей, следует заложить основы здоровья, сформулировать правильное представление о здоровом образе жизни.
Проблема:
• Неосведомленность родителей о важности закаливающих процедур, особенностях развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста, через сюжетные, развивающие, дидактические. подвижные и другие игры;
• Отсутствие у родителей представления о роли игры для здорового образа жизни дошкольников и роли в физическом развитии;
• Малоподвижный образ жизни родителей и детей.
Цель решения данной проблемы:
*формировать и развивать представление о необходимости игр, изучить различные теоретические подходы, рассмотреть особенности развития познавательных интересов, через мотивацию на ЗОЖ у детей и родителей;
*воспитывать у детей эмоционально положительное отношение к играм, как естественной составляющей общечеловеческой культуры.
Задачи:
Для детей:
• углублять знания детей о факторах игры, влияющих на состояние собственного здоровья и окружающих;
• Разработать систему оздоравливающих игр, воспитывать привычку и потребность в ЗОЖ;
• вызвать интерес к играм, спорту, физическим упражнениям;
• создать предметно - развивающую среду в группе.
Для родителей:
• помочь родителям в усвоении и проведении оздоравливающих игр;
• показать алгоритм ознакомления детей со спортивными играми;
• развивать у родителей интерес к спортивным достижениям своего ребенка и желание участвовать в спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Объект исследования: познавательные интересы детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностировать познавательный интерес, эффективность использования оздоравливающих игр и особенности развития в младшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: игры при использовании специальных педагогических технологий способствуют развитию познавательных интересов детей младшего дошкольного возраста опосредованно через воздействие на познавательную сферу дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были применены следующие варианты:
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
* Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего, выполняющие защитную функцию, интерпретацию выраженных эмоций, фантазий, тревоги;
* игры с водой, песком, глиной, тестом, пластилином «снимают» с ребенка замкнутость, застенчивость.
* Игра – во многом, самая любимая деятельность детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития, оздоровления.
Основная образовательная область:
• игровая деятельность;
• физическая культура.
Ожидаемый результат:
• приобретенные навыки помогут осознанно определить направление зож
• полученные ребенком знания и представления о своем здоровье позволят найти способы его укрепления и сохранения;
• информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать о необходимости игровой деятельности. Родители будут вовлечены в единое пространство: «Семья – детский сад».
• у родителей сформируются представления о создании полноценного развития ребенка.
1. Подготовительный этап:
* Беседы о ЗОЖ, подведения к выводу о необходимости заботиться освоем здоровье;
* оформление информационного материала для родителей о играх, которые лечат;
* анкетирование: «Растем здоровыми»;
* выставка специальной литературы о здоровье сберегающих технологиях, с рекомендациями необходимых игр, для родителей.
2. Организационный этап:
* Привлечь родителей для развлечения: «Моя спортивная семья».
* создание рисунков (дети-родители) для выставки: «Мы со спортом крепко дружим».
* беседы: «С утра до вечера»; «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»; «Гигиена в моей жизни»; «Красивая осанка» и др.
* выставка литературы о ЗОЖ
* коррегирующие упражнения (профилактика плоскостопия, улучшение осанки.
Сформулировать у детей понятие об уникальности человека, дать представление о человеке, как части природы, развивать интерес к событиям спортивной жизни.
Анализ и обобщение, закрепление полученных знаний и представлений:
1. «Вот я какой»;
2. «Мои ручки»;
3. «Мои ножки»;
4. «Разные, но одинаковые»;
5. «Волшебные реки»;
6. «Об удивительных, превращениях пищи внутри нас»;
7. «Зубы»;
8. «Мои защитники - кожа и ногти»;
9. «Строение человека»; (анатомический фартук);
10. «Витамины на тарелке»;
11. «Сварим борщ».
3. Итоговый этап:
• Вызвать радостное настроение, чувство близости, семейного единения,
приобщения детей и родителей к активному образу жизни;
• неделя здоровья, реализация проекта : «Игры, которые лечат»;
• презентация итогов проекта : «Игры, которые лечат».
Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Л. Воронкова «Маша и каша», П. Воронько «Спать пора», Р. Куликова «Мыло», А. Барто «Девочка чумазая», А. Барто «Очки» и т. д.
Фотовыставка: «Мы со спортом крепко дружим».
4. Формирующий этап:
* Воспитывать любовь к своему организму;
* поддерживать чувство удивления его возможностям и умение предвидеть возможные последствия поступков.
Дидактические игры :
«Опасно - не опасно», «Письмо от Почемучки», «Полезная и вредная еда», «К нам пришел Незнайка», «Здоровые зубки», «Предметы индивидуального пользования», «Что вредно, а что полезно?».
Сюжетно – ролевые игры :
«Поликлиника», «Аптека», «Больница», и т. д.
Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее огромную важность.
Подвижные игры :
«Мой веселый звонкий мяч», «По ровненькой дорожке», «Самолеты», «Найди себе пару», «Два мороза», «Лиса в курятнике»,
Интерпретация – выраженных эмоций, фантазий, тревоги, проживание и преодоление проблемы:
• отрицательные эмоции (через пистолеты, наручники, резиновый нож, солдат, агрессивных животных, военные игрушки). Пусть лучше ребенок стреляет в 3 года из игрушечного пистолета, чем в 30 лет из настоящего).
• Защитную функцию: мягкие игрушки – спит, играет. Сосет или мнет, скручивает одеяло – помогает пережить моменты одиночества и неуверенность – это утешает, успокаивает.
• Или домик под столом, угол, дом стенка – это индивидуальное пространство, принадлежащее только ему. Выход ребенка из убежища может быть похож на второе рождение.
Настольные игры :
• Развитие целеустремленности, азарта, соревновательность,
• Песок – вода, пластилин, глина – тесто, ножницы, клей, бумага – это полезно для замкнутых, застенчивых детей.
Игры, которые лечат при болезнях носа и горла.
(ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды)
При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание. Правильное носовое дыхание способствует тренировки дыхательной мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от переохлаждения.
При проведении игр с детьми не обходимо одновременно контролировать правильную осанку и смыкание губ.
Игры на дыхание : «Задуй свечу», «Насос», «Не урони шарик» и. т. д
Игры по методу «Расскажи стихи руками» : «Мышка и Мишка», «Обезьянки», «Золотая осень», «Петушок» и. т. д.
Подвижные игры : «Пузырь», «Совушка - сова», «Поймай свой хвост», «Кто самый громкий?» (звучно произносить звук м-м-м, похлопывая указательным пальцем по правой ноздре.)
Общие рекомендации по проведению игр.
1. Для ребенка во время и после болезни следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки.
2. Следует переключаться с одной игры на другую с перерывами на отдых.
3. Игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали разносторонние воздействия.
4. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим, интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру.
5. Необходимо проветривать комнату перед игрой, очистить нос от слизи для правильного носового дыхания. Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Если вы видите, что задание оказалось сложным, можно внести изменения в ход самой игры или использовать менее сложную игру, упростить сюжет игры, включать паузы отдыха и дыхательные упражнения. Но всегда следует помнить, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Даже если вам не удается соблюдать режим занятий ( оздоровительный эффект возможен лишь при длительных занятиях: 3-4 месяца ежедневно, то просто играть с ними почаще. Это самая лучшая форма выражения любви и заботы.
Все эти игры позволяют проводить лечебно - профилактические занятия в веселой, занимательной форме.
Игры никогда не наскучат детям, они помогут не только снять нервное напряжение, но и разовьют фантазию, увеличат творческий потенциал ребенка.