Эльмира Большебратская
Применение игры на индивидуальных занятиях. Доклад на педсовет
▼ Скачать + Заказать документы
В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.
Игры, используемые в логопедической практике, по направленности условно можно разделить на следующие виды:
•Для развития фонематического восприятия,
•По обучению грамоте
•Для развития связной речи
•На развитие мелкой моторики.
Публикация «Применение игры на индивидуальных занятиях, Доклад на педсовет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В процессе речевых игр дети учатся выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их значение, самостоятельно устанавливать последовательность звуков слове, осознавать звуки и слоги, как отдельные элементы слова.
У детей дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в эмоционально-волевой сфере и коммуникативной сфере. С возрастом они начинают осознавать свой речевой недостаток и стесняться его. Дети могут быть повышенно агрессивными, или наоборот, замкнутыми и подавленными, а в общении со сверстниками бояться быть несостоятельными, поэтому стараются избегать общения, либо вступают в конфликт. Обычно у таких детей занижена самооценка.
Успеху коррекционной работы будет способствовать создание психологического комфорта воспитанников, положительного внутреннего микроклимата в общении со сверстниками, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей.
Вот несколько примеров из моей практики :
Круг приветствия, т. е. то с чего начинается каждое занятие – дети оречевляют все движения - «С добрым утром глазки….» протирают глазки и т. д., коммуникативное упражнение «Комплимент»-дети садятся в круг, я начинаю со слов: «Мне нравится в тебе желание научиться правильно говорить!» или «Какой у тебя красивый бант.» и т. д.
Я отношусь к той категории педагогов, которые, узнав что-то новое и интересное для меня, как для специалиста, стараются применить это на практике. Недавно я изучила методическую литературу по применению биоэнергопластики, которую начала внедрять с детьми 9 группы. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
Применяю в своей практике работу с пальчиковым бассейном, наполнителем которого служат бобы, горох, также в моём арсенале есть сухой бассейн с пробками – такой бассейн способствует не только развитию речи, но и стабилизирует эмоциональное состояние детей, а также воздействует на мелкую моторику рук.
•при работе по автоматизации звука - в сухой бассейн с крупой прячу картинки, в названии которых есть «наш» звук и предлагаю детям найти эти картинки, произнести название и интонировать «наш» звук;
•в бассейн с пробками прячу мелкие игрушки, в названии которых также есть «наш» звук, предлагаю детям назвать их, обозначив «наш» звук интонацией.
Игра «Чудесный мешочек»- помогает автоматизировать звуки в словах в разных позициях; формировать самоконтроль за собственной речью; развивает звуковой анализ; координацию и ориентировку в пространстве.
•В мешочек прячу картинки или игрушки, в названии которых есть «наш» звук, предлагаю детям назвать их, обозначив «наш» звук интонацией.
•На фонематический слух – в мешочке лежат пластмассовые упаковки от киндера с разными наполнителями, предлагаю угадать на слух, что спрятано в киндере.
Игра «Рыбалка» - цель этой игры научить дифференцировать звуки
•Подбираем картинки с изображением предметов - необходимо выловить картинку, в названии которой есть заданный звук
Игра «Определи первый звук в слове» - раздаю картинки с изображением предметов, спрашиваю: «У кого есть предмет, название которого начинается с «определенного» звука?
Игра «У кого, как у меня?» - цель развитие внимания, зрительно-моторной координации - раздаю карточки с картинками, называю предмет и спрашиваю: «У кого, как у меня»? – дети должны найти этот предмет, если он изображен на их карточке, затем выбрать другой предмет и спросить: «У кого, как у меня»?
Похожа на предыдущую игру «Чего нет?» - которую можно использовать при автоматизации и дифференциации звуков - подбираются изображения предметов без каких-либо элементов, например : Стол без ножки, кресло без подлокотника и т. д.
Игра «Снегопад» - раздаю детям карточки, каждая из которых разделена на 9 квадратов, в каждом квадрате нарисован предмет; на стол ставим контейнер со снежинками из плотной бумаги – задание рассмотри картинки на карточке и закрой снежинками все картинки, в которых «заданный звук» отсутсвует.
Игры с мячом - «Один много», «Один - пять», «Скажи наоборот» - очень эффективны, позволяют объединить несколько коррекционных задач: автоматизацию изучаемого звука и работу над грамматическим строем речи, закрепление антонимов
Игра «Снежки» - цель развивать внимание, воображение, можно использовать при автоматизации – предлагаю собрать снежок из половинок, с напечатанными слогами
Игра «Узнай букву по её части» - пишем букву и не дописываем элементы – например : две вертикальные палочки – прообраз буквы Н.
Мне кажется, что главное в игре с детьми – это немного творчества и фантазии – ведь мы очень хорошо чувствуем, что именно сейчас захотят делать наши дети.
Петропавловск, 2009 г.