Оксана Колесникова
Игры и упражнения как средство психологической помощи дошкольникам на музыкальных занятиях. В помощь музыкальным руководителям
▼ Скачать + Заказать документы
Любите и изучайте великое искусство музыки.
Оно откроет вам целый мир высоких чувств,
страстей, мыслей.
Оно сделает вас духовно богаче.
Благодаря музыке вы найдете в себе
новые неведомые вам прежде силы.
Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович.
Публикация «Игры и упражнения как средство психологической помощи дошкольникам на музыкальных занятиях, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Дошкольник – это человечек с богатым и разнообразным внутренним эмоциональным миром, его переживания в дошкольном учреждении связаны, прежде всего, с отношениями в кругу педагогов и детей. Поэтому педагогам необходимо научиться говорить с детьми, понимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно объяснять происходящие все явления, значения слов и поступков. Дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи. Важно, чтобы методами психокоррекции владели не только педагоги – психологи, но и воспитатели и музыкальные руководители. В дошкольных учреждениях используются разные виды психотренингов, психогимнастика – она наиболее доступна в применении для музыкального руководителя, так как в основе ее лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Психогимнастикой называют метод, при котором участники проявляют себя и общаются без слов. Это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие психики ребенка. Психогимнастику нужно использовать не только в работе со здоровыми детьми, ног и с детьми, которые быстро утомляются или непоседливые, или вспыльчивые, замкнутые, с задержкой психического развития. Психогимнастика помогает детям уметь управлять эмоциями, снимать психическое напряжение, преодолевать барьер общения и поэтому на музыкальном занятии, используя элементы психогимнастики, ты подбираешь ключик к каждому сложному ребенку, этот ключик необходим так же к вновь прибывшим детям, когда сложился коллектив и ребенок еще чувствует себя одиноко.
Гимнастика – это любое физическое движение в психогимнастике выражает образ фантазии, ребенок испытывает мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений за педагогом. Объединяется деятельность психологических функций – мышление, эмоции, движения.
Можно использовать такие упражнения :
- пройди как веселый человек;
- изобрази хромого дедушку;
Ты идешь на высоких каблуках.
Для психомышечной тренировки в релаксационной части можно использовать записи «Звуки леса», «Джунгли», «Шум моря».
На развитие эмоций очень хорошо использовать пантомимические загадки:
- изобрази гнев;
- изобрази испуг;
- покажи доброе лицо;
- покажи веселое лицо и т. д.
Чтобы сбросить психологическое напряжение, привлечь внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить на активную работу, использую игры на внимание.
«Угадай, кто спел твое имя?»
«Кто веселый, кто грустный, злой или испуганный?»
«Звуки каких инструментов слышны в музыке?»
На любом празднике или развлечении, чтобы поднять эмоциональный настрой всех детей используем игру «Цветик – семицветик». Все дети берут листок бумаги, рисуют цветок – веселый или грустный и дарят его друг другу. Обычно эта игра проводится в конце праздника и можно посмотреть кому было весело на празднике и комфортно.
Игра «Приятные слова» - ее тоже можно использовать на музыкальных занятиях уже в конце занятия дети поочередно говорят друг другу слова. Они могут касаться личных качеств, настроения, внешности. Эта игра объединяет всех детей, раскрывает их коммуникативные качества.
Используя все эти психологические упражнения ребенок начинает совершенствоваться, развивать свои способности, он начинает уважать себя.
Каждому ребенку нужно чтобы его любили, понимали, уважали, чтобы он был кому – то нужен и близок и тогда у него будет успех.