Альфинура Леденёва
Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях. Консультация для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Закон «Об образовании» в ст. 18 (Дошкольное образование) говорит о необходимости развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей в помощь семье дошкольными образовательными учреждениями.
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди контингента детей, поступающих в школу. Известно, что дети с нарушением устной речи при поступлении в школу испытывают определенные трудности в овладении письмом и чтением.
Публикация «Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
На основе результатов исследований современных педагогов целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с рече-двигательными нарушениями возможно средствами музыкально-ритмических занятий и логоритмики. Диагностика воспитанников, проведенная мной, музыкальным руководителем показала, что у большинства детей нарушено чувство ритма и темпа, а также наблюдается излишнее напряжение мышечного тонуса при движениях.
У детей с задержкой речевого развития, имеются темповые нарушения и общая моторная неловкость, слабо развит артикуляционный аппарат и музыкально-сенсорные способности. Поэтому, возникла необходимость решения проблемы: как организовать логоритмическую работу с детьми, имеющими речедвигательные нарушения, которая была бы направлена на стимуляцию двигательной активности, формирование и развитие сенсорных способностей, и устранение речедвигательных нарушений через музыкальное воспитание.
Великий русский ученый В. М. Бехтерев в своих трудах по психологии детей отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». «Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети».
Поэтому, наиболее актуальной задачей является – коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через музыкальное воспитание.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.
Поэтому, принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, рекомендуются музыкальные занятия, которые имеют логоритмическую направленность.
На логоритмических занятиях решаются следующие коррекционные задачи:
1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2. Совершенствование общей и мелкой моторики.
3. Развитие дыхания, координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
4. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
5. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Логопедическая ритмика включает в себя:
Ходьбу в разных направлениях;
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
Ритмические упражнения;
Пение;
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная связь движения с музыкой; включение речевого материала.
Методы и приемы логоритмики, используемые в разных видах
музыкальной деятельности.
Учитывая, что слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности и вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим, мы в процессе разучивания песни, танца или игры делаем акцент на восприятие музыки, так как именно оно определяет характер движения.
Через слушание музыки мы пытаемся обогатить эмоциональную сферу детей, кроме того, беседы после прослушивания музыки расширяют кругозор дошкольников, влияют на развитие связной речи. Слушание музыки мы используем в решении коррекционной задачи как развитие внимания и памяти, что особенно важно для детей с речедвигательными нарушениями. После прослушивания произведения мы проводим беседу о характере и содержании музыки, стараемся стимулировать высказывания детей о своем отношении к музыке, а также предлагаем детям подвигаться под данную музыку, чтобы они смогли прочувствовать ее характер. Мы опирались в организации этого вида деятельности на рекомендации О. Радыновой о том, что двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.
Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, пришли к выводу, что наиболее результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач является пение.
Например, при невнятном произношении, «проглатывание» окончаний слов (особенно согласных) используем прием пропевания мелодии на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру», которые способствуют автоматизации звука и закреплению правильного произношения.
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В нее включаем упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. (упражнения показать).
Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).
В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного, при проведении которого убедились, что он активизирует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов.
Систематическое развитие навыков выразительного пения помогло решить многие коррекционные задачи для преодоления речевых нарушений.
Исходя из опыта, работы пришли к выводу, что наиболее действенным приемом, направленным на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, являются музыкально-дидактические игры. С их помощью развиваем у воспитанников внимание, память, мыслительные процессы, т. е. оказываем комплексное корригирующее воздействие на детей с речевыми нарушениями.
Для развития слухового внимания, слуховой памяти, дифференциации неречевых звуков используются такие музыкально-дидактические игры как : «На каком инструменте играю?», «Отгадай и сыграй, как я!» и др., что наиболее важно для детей, имеющих разного рода психические нарушения. (игры показать).
Работая с детьми и учитывая их особенности физического развития такие как: задержка развития двигательной координации, слабость связочно-мышечного аппарата, пониженная работоспособность и повышенная утомляемость пришли к выводу, что наиболее продуктивным видом деятельности для устранения данных отклонений является музыкально-ритмическая деятельность. Убедились, что выполняемые движения именно под музыку, которая является катализатором всех двигательных актов, помогают в решении коррекционных задач. Для развития у детей с речевыми нарушениями музыкально-ритмического слуха и способности координировать свои движения с речью наиболее эффективными являются упражнения на координацию речи с движением, речедвигательные упражнения. При выполнении таких упражнений дети регулируют свои движения, сначала по указанию педагога, потом самостоятельно, что очень важно для детей с речедвигательными нарушениями. Особую роль в музыкально-ритмической деятельности с детьми, имеющими речедвигательные нарушения уделяем общеразвивающим упражнениям, упражнениям на тренировку основных видов движения, ориентацию в пространстве, координации движения. (показать элементы парного танца)
Главным приемом, используемым нами в работе с детьми, имеющими речедвигательные отклонения, направленным на решение коррекционных задач являются ритмические игры. Работа над развитием чувства ритма проводится во всех видах музыкальной деятельности, что является главным условием логоритмической работы с детьми с речевыми нарушениями. (упр. «Матрешки»)
В целом, все вышеперечисленные приемы способствуют развитию психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и т. д.); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны речи ( звукопроизношения и ритмико-мелодической стороны: темпа, ритма, тембра, динамики).