Альбина Мартынова
Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для развития связной речи дошкольников
Игра: «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Публикация «Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Снег белый - снежок беленький.
Игра: «Какой это предмет?»
Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.
Материал: Мяч.
Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например:
Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога,лента, рубашка, занавеска.
Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.
Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.
Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.
Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.
Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.
Игра: «Посчитай»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.
Ход игры: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет
звучать 1-2-5 предметов.
Один мяч, два мяча … пять мячей.
Один дом, два дома … пять домов.
Одна кукла, две куклы … пять кукол.
Одно облако, два облака … пять облаков.
Одно ведро, два ведра … пять вёдер.
Одно окно, два окна … пять окон.
Игра : «Найди ошибку»
Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.
Ход игры: Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.
Упражнение «Если вдруг»
Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; все ножницы; все ложки; все книги. Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»
- Давайте сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И по этому чему-то другому принц также нашел ее».
Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?
Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.
- «Посадил дед не репку, а.» Что?» Рассказываем новую сказку.
- «Испекла бабка не колобок, а.» Что?»
Затем подводим ребёнка к самостоятельному изменению сказки и рассказу.
Упражнение «Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он тёмно-бордового цвета, а внутри у него много-много сладких и спелых, маленьких зёрнышек — это мой любимый фрукт… гранат»).
Упражнение «Если бы.»
Цель: развитие у детей связной речи, воображения.
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то.»
«Если бы я стал невидимым.»
«Если весна не наступит никогда.»