Папки-передвижки

Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Альбина Мартынова
Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития связной речи дошкольников

Игра: «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: взрослый произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Снег белый - снежок беленький.

Игра: «Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

Материал: Мяч.

Ход игры: Взрослый называет признак и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч ребенок называет предмет, которым обладает этим признаком, и возвращает мяч логопеду. Далее взрослый бросает мяч по очереди другим детям. Например:

Длинная — веревка, шуба, нитка, улица, резинка, коса, юбка, дорога,лента, рубашка, занавеска.

Длинный — поезд, шнурок, огурец, день, карандаш, нож, пиджак.

Широкая — улица, речка, лента, дорога, кофта, юбка, резинка.

Широкий — шарф, переулок, двор, коридор, подоконник.

Круглый — мяч, шар, лепесток, помидор.

Круглое — солнце, яйцо, яблоко, колесо.

Игра: «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: взрослый называет один предмет, дети отвечают, как будет

звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча … пять мячей.

Один дом, два дома … пять домов.

Одна кукла, две куклы … пять кукол.

Одно облако, два облака … пять облаков.

Одно ведро, два ведра … пять вёдер.

Одно окно, два окна … пять окон.

Игра : «Найди ошибку»

Цель: найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.

Ход игры: Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.

Упражнение «Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; все ножницы; все ложки; все книги. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»

- Давайте сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. И по этому чему-то другому принц также нашел ее».

Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?

Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.

- «Посадил дед не репку, а.» Что?» Рассказываем новую сказку.

- «Испекла бабка не колобок, а.» Что?»

Затем подводим ребёнка к самостоятельному изменению сказки и рассказу.

Упражнение «Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он тёмно-бордового цвета, а внутри у него много-много сладких и спелых, маленьких зёрнышек — это мой любимый фрукт… гранат»).

Упражнение «Если бы.»

Цель: развитие у детей связной речи, воображения.

Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то.»

«Если бы я стал невидимым.»

«Если весна не наступит никогда.»

Публикации по теме:

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 июля 2024 в 19:55
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Мартынова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД