Елена Уколова
Игры и игровые упражнения с применением ТРИЗ-технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить с пониманием происходящих процессов.
«Можно говорить все!» - таков девиз тризовцев.
Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада? Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно, от простого к сложному. Игры распределены по этапам работы.
Публикация «Игры и игровые упражнения с применением ТРИЗ-технологий» размещена в разделах
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.
«Хорошо-плохо» - мозговой штурм. Совершенствовать умения выделять противоречия в предметах. Педагог называет положительные и отрицательные качества объекта. Пример : Книга – из книг узнаешь много интересного (хорошо) – они быстро рвутся (плохо). Дети поднимают пиктограммы весёлого или грустного человечка. Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т. д.
«Четвертый лишний» - цель игры научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
«Мир вокруг нас» - совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить. Например : ромашка– в природную часть, т. к. цветок сам растет, пьет воду, дышит. Утюг – в рукотворную часть, т. к. его делает человек. Камень – в природную часть, т. к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями.
Они учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.
«Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка»- морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.
"Волшебные очки»- формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например : [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. … Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.
На третьем этапе проводится работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
«Теремок»- типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?» Это я, лиса. А ты кто? А я волк, пусти меня к себе! Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка. И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы, туловище, голова, два уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим.
"Путешествие в прошлое предмета", "Путешествие на лифте, пятиэкранка"- метод системного оператора. Формировать способность рассматривать объект в его временном развитии. Можно предложить исторические темы: «Путешествие в прошлое одежды», «Посуда рассказывает о своем рождении», «История карандаша», «История электрической лампочки».