Усова Татьяна
Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – быть средством общения. Именно формирование данной функции побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи.
В раннем возрасте ребёнка в диалог вовлекает взрослый, обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями. Опыт речевого общения со взрослым ребёнок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками.
Публикация «Игры для развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Огромную роль в развитии диалогической речи играют игры, которые можно включать не только в занятия и в совместную деятельность педагога с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
Существует множество потешек, песенок, игр, построенных в форме диалогов.
Игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.
К игровым упражнениям в диалоге можно отнести любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию,правилами и сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями.
Чтение по ролям позволяет детям освоить не только форму различных высказываний диалога, но и правила очерёдности, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную интонацию.
«Игра «Киска и собачка»
Педагог показывает игрушечную кошку и собачку и уточняет, как они «говорят». При затруднении взрослый даёт пример звукоподражаний.
Далее взрослый предлагает поиграть: читает стишок, побуждая ребё нка в нужный момент произносить звукоподражания:
Весёлая киска у (имя ребёнка) живёт,
Весёлая киска песни поё т:
-Мяу-мяу-мяу-мяу!
Вместе с киской собачка живёт,
Весёлые песни собачка поё т:
-Ав-ав-ав-ав!
Игра «На птичьем дворе»
Перед игрой педагог с детьми рассматривает картинки с изображением домашних птиц и уточняет, как эти птицы «говорят». При затруднении взрослый даёт пример звукоподражаний.
Далее педагог предлагает поиграть. Дети делятся на группы: «уточки», «гуси», «индюки», «курочки», «гуленьки» и «петушки». На голову малышам можно надеть маски-шапочки птиц.
Взрослый читает потешку, побуждая детей проговаривать звукоподражания птиц.
Педагог : Дети :
Наши уточки с утра…. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда…. Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора …. Бал-бал-бал! Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху…. Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно…. Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт…. Ку-ка-ре-ку!
Игра «Курочка-рябушечка»
Педагог показывает картинку с изображением рябенькой курочки (или можно использовать игрушку) и объясняет, почему её называют «рябушечкой».
Взрослый читает потешку и проводит краткую беседу, побуждая детей отвечать на вопросы, проговаривая слова и фразы из потешки.
Затем предлагает детям поиграть. Выбирают курочку, педагог надевает ей маску-шапочку, остальным детям – маски-шапочки цыплят. Разыгрывается потешка, ребёнок отвечает на вопросы по подсказке взрослого.
Педагог: Ребёнок (курочка) :
- Курочка-рябушечка,куда пошла? - На речку.
- Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? - За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? - Цыпляток поить.
- Курочка-рябушечка, как цыпляпки просят пить? Дети:
- Пи-пи-пи-пи!
Игра «Кисонька – мурысонька»
Педагог показывает картинку с изображением кошки (или можно использовать игрушку) и уточняет, почему её называют «мурысонька».
Взрослый читает потешку и проводит краткую беседу, побуждая детей отвечать на вопросы, проговаривая слова и фразы из потешки.
Затем предлагает детям поиграть. Выбирают «кисоньку-мурысоньку», педагог надевает ей маску-шапочку кошки. Разыгрывается потешка, дети и взрослым задают вопросы, а ребёнок в роли «кисоньки-мурысоньки» отвечает на вопросы по подсказке взрослого.
Педагог и дети: Ребёнок («кисонька-мурысонька») :
- Кисонька – мурысонька,
Ты где была? - На мельнице.
- Кисонька -мурысонька,
Что там делала? - Муку молола.
- Кисонька -мурысонька,
Что из муки пекла? - Прянички.
- Кисонька -мурысонька,
С кем прянички ела? - Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию реплик партнёров по игре.
Игра «Гуси»
Педагог читает детям текст, проводит беседу, побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Далее предлагает поиграть, объясняя ход игры.
Роль хозяйки гусей в первый раз берёт на себя взрослый. При помощи считалочки выбирается волк, остальные дети – гуси.
Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне.
Хозяйка гусей : Гуси:
- Гуси! Гуси! -Га-га-га!
- Есть хотите? - Да-да-да!
- Ну, летите! - Нам нельзя!
- Почему? - Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите как хотите,
Только крылья берегите!
На слова: «Ну, летите как хотите только крылья берегите!» гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка «выручает» их, забирает у волка.
Игра проводится несколько раз и хозяйку гусей выбирают из числа играющих.
Игра «Коршун»
Педагог показывает картинку с изображением коршуна и объясняет, что это хищная птица, иногда нападает и уносит цыплят.
Взрослый читает детям текст, проводит беседу,побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Затем предлагает поиграть, объясняя ход игры.
Роль наседки в первый раз берёт на себя педагог. При помощи считалочки выбирается коршун, остальные дети – цыплята.
Коршун находятся в одном конце комнаты, наседка – в другом, по середине комнаты гуляют цыплята, «щиплют травку».
Наседка: Коршун:
- Коршун, коршун, что ты делаешь? - Ямочку копаю.
- Что в ней ищешь? - Камешек.
- Зачем тебе камешек? - Чтобы носик точить.
- Зачем тебе носик точить? - Чтоб твоих детушек клевать!
На слова: «Чтоб твоих детушек клевать!», цыплята бегут к наседке, прячутся за неё, а коршун старается их поймать.
Наседка защищает цыплят, прогоняет коршуна: «Кыш!Кыш! Кыш!»
При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.
Игра «Зайки»
Педагог знакомит детей с текстом, проводит беседу, побуждая проговаривать слова и фразы из текста. Затем предлагает поиграть, объясняя ход игры.
Роль ведущего в первый раз берёт на себя взрослый, дети -зайки.
Дети стоят по кругу, ведущий - в центре круга.
Педагог: Зайки:
- Зайки, вы куда пропали? -Мы в капусте отдыхали.
- А листочки не поели? - Только носиком задели.
- Вас бы надо наказать. – Так попробуй нас догнать.
На слова: «Так попробуй нас догнать», зайки убегают, а ведущий старается их поймать. Пойманного зайчика выводят из игры.
При повторном проведении игры ведущего выбирают из числа играющих.
Дидактические игры могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогической речи в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на речевое взаимодействие в ходе игры.
Игра «Кукла Катя обедает»
Кукла Катя сидит за столом. На другом столе разложена посуда: чайная, столовая, кухонная.
Педагог предлагает накормить куклу Катю. Для этого нужно поставить на стол лишь то, что нужно для обеда.
По приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши.
- Вова, что ты поставишь Кате на стол?
- Тарелку.
- Что Катя будет есть из этой тарелки?
- Суп.
В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а Вова ставит тарелку перед куклой.
Так дети находят все предметы, которые требуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая, вилка и ложка (большая и маленькая,хлебница, чашка.
По такому плану проводят и другие игры с куклой : «Оденем куклу на прогулку», «Купание куклы», «У Куклы новоселье», «День рождения куклы».
Игра «Корзина с овощами»
На столе стоит корзина с овощами. Педагог достаёт овощи по одному, предлагает детям рассмотреть и называть их.
Далее предлагает поиграть. Роль ведущего в первый раз берёт на себя педагог, при повторном проведении ведущий выбирается из числа играющих детей.
Каждый ребёнок берёт из корзины овощ, показывает ведущему, давая возможность запомнить предмет, и прячет его за спиной. Ведущий, задавая вопрос, пытается угадать, какой овощ спрятал каждый из играющих. Если овощ угадан, он возвращается в корзину.
- Вова, у тебя огурец?
- Нет, у меня не огурец. У меня лук.
Ребёнок показывает лук для подтверждения ответа и снова прячет его за спину.
Ведущий обращается к другому играющему.
- Лена, у тебя помидор?
- Да, у меня помидор.
Ребёнок показывает помидор для подтверждения ответа и кладёт его в корзину.
Игра продолжается до тех пор, пока все овощи будут угаданы и окажутся в корзине.
По такому плану проводят и другие игры : «Корзина с фруктами», «Коробка с игрушками», «Кто в домике живёт», «На лесной опушке».
Игра «Лото для малышей»
Каждый ребёнок получает карточку с изображением 3-6 предметов. Взрослый уточняет,все ли изображённые предметы знакомы детям.
Второй комплект картинок с изображением этих же предметов находится у взрослого, он выполняет роль ведущего. Педагог объясняет детям ход игры.
- У кого машина?-спрашивает педагог, показывая картинку.
- У меня,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.
Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не закончатся картинки.
Игра «Цветное лото»
Каждый ребёнок получает карточку с изображением 3-6 предметов одного цвета (красного, жёлтого, зелёного или синего).Взрослый уточняет, все ли изображённые предметы знакомы детям,обращает внимание на то, что все предметы на карточке одного цвета.
Второй комплект картинок с изображением этих же предметов разных цветов находится у взрослого, он выполняет роль ведущего. Педагог объясняет детям ход игры.
- У кого красная машина?-спрашивает педагог, показывая картинку.
-У меня красная машина,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.
-У кого жёлтая машина? -спрашивает педагог, показывая картинку.
-У меня жёлтая машина,-отвечает ребёнок, получает картинку и закрывает машину на своём игровом поле.
Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не закончатся картинки.
Особое место в развитии диалогического общения занимают сюжетно- ролевые игры : «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и пр. Они помогают налаживать взаимодействие детей в совместной игре, строить ролевые диалоги.
Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очерёдности и тематического единства реплик)