Нина Меньшикова
Игры для ознакомления с предметным и социальным окружением
▼ Скачать + Заказать документы
* «Подбери материал для названного предмета».
Вариант 1. Цель. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны; воспитывать наблюдательность, внимание. Материал. Картинки с изображением предметов, кусочки разных материалов (металл, резина, стекло, дерево и пластмасса – для каждого ребёнка). Ход игры. До начала игры воспитатель проводит короткую беседу, в процессе которой уточняет знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов; просит ребят вспомнить, какие они знают материалы. Затем предлагает детям поиграть. Воспитатель показывает картинку с изображением предмета. Дети показывают кусочек того материала, из которого, по их мнению, сделан изображённый на картинке предмет. Задание можно считать выполненным, если дети подобрали материалы ко всем предметам. Усложнить игру можно, увеличив количество картинок. Вариант 2. Цель. Упражнять детей в умении различать предметы по материалу и группировать их, выделяя данный признак. Материал. Картинки с изображением предметов; кусочки разных материалов (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса – для каждого ребёнка); предметы, сделанные из разных материалов. Ход игры. Воспитатель показывает ребятам предметы, сделанные из металла, дерева, глины, бумаги, ткани, стекла. Дети называют материалы, из которых сделаны эти предметы, и рассказывают об их качествах и свойствах.
Публикация «Игры для ознакомления с предметным и социальным окружением» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2016
* «Мастерская по ремонту».
Вариант 1. Цель. Подвести детей к пониманию того, что без недостающей части или детали предмет трудно использовать. Материал. Картинки с изображением предметов с отсутствующей частью или деталью и картинки с изображением этой части или детали. Методика проведения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображённые на картинках предметы; обращает внимание на то, что все предметы сломаны : у каждого из них не хватает какой-либо детали. Воспитатель просит детей отремонтировать предметы – найти для каждого предмета недостающую деталь. Задание считается выполненным, если дети «отремонтировали» все предметы. Вариант 2. Задачи. Закреплять умение сопоставлять в предмете часть и целое; учить устанавливать причинно-следственные связи между функциями, назначением и строением предметов. Материал. Разрезные картинки с изображением различных предметов. Методика проведения. Воспитатель предлагает детям сначала рассмотреть изображённый на картинке предмет, а затем предлагает какому-либо ребёнку собрать такой же предмет (разрезную картинку, предварительно убрав одну из частей картинки. Спрашивает: «Какой части не хватает? Можно ли обойтись без неё? Почему?» Если ребёнок ответит на вопросы, он устанавливает на место недостающую часть.
* «Определи место для предмета».
Вариант 1.
Задачи. Закреплять умение правильно называть предметы природного и рукотворного мира. Учить группировать предметы по способу использования (правильно определять функцию предмета, понимать назначение предметов, необходимых для жизни человека. Материал. Модели из строительного материала (стол, полка, дорога, шкаф, наборы предметных картинок по темам (посуда, игрушки, транспорт, одежда); игрушка клоун. Методика проведения. В гости к детям приходит клоун и показывает модели, которые он смастерил из строительного материала: стол, полку, дорогу, шкаф (стол, чтобы поставить на него предметы, которые помогают есть; полку для предметов, с которыми можно играть; шкаф, в который можно вешать одежду; дорогу, чтобы расположить предметы, на которых можно ездить). Клоун просит детей помочь правильно разложить предметные картинки (посуда, игрушки, транспорт, одежда). Ребёнок должен внимательно посмотреть на картинку, назвать изображённый предмет, сказать, для чего он нужен, а затем положить на соответствующую модель: на стол, полку, шкаф или дорогу. Задание считаются выполненным, если дети правильно разложили все картинки. Клоун вместе с детьми обобщает предметы, находящиеся на каждой модели.
Вариант 2. Задачи. Уточнить представления детей о труде взрослого; познакомить с предметами, облегчающими труд человека. Учить детей классифицировать предметы по способу использования. Материал. Сюжетные картинки с изображением людей разных профессий (парикмахер, повар, врач, музыкант, художник, карточки, на которых изображены по два орудия труда: расчёска, ножницы (парикмахер) кастрюля, половник (повар); шприц, градусник (врач); гитара, ноты (музыкант); палитра, кисть (художник). Методика проведения. Воспитатель раздаёт детям по одной карточке с символами труда. Предлагает рассмотреть их и сказать, какие предметы изображены на карточках, обобщив эти предметы понятием «орудия труда». Спрашивает, кто использует изображённые на карточках орудия труда. Предлагает найти сюжетную картинку, на которой изображён человек, пользующийся этими предметами. Игровое задание считается выполненным, когда дети правильно соотнесут все карточки с орудиями труда и сюжетными картинками. Воспитатель предлагает детям рассказать о профессиях; о том, как представитель каждой профессии использует орудия труда.
* «Собери пару».
Цель. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, развивать ретроспективный взгляд на предметы. Материал. Предметные картинки : лист, тарелка, шкура, платье, пень, кресло, палочка, ложка, лошадь, машина, иголка и швейная машинка. Ход игры. Воспитатель обращает внимание на волшебный сундучок, в котором лежат картинки с изображением предметов прошлого. Предлагает детям по очереди доставать предметную картинку, называть изображение и находить в групповой комнате предмет, составляющий его пару по функциям (например, «пень – кресло»). Каждый ребёнок, найдя пару для своей предметной картинки, обосновывает свой выбор.
* «Помоги Буратино».
Цель. Закреплять знания детей о понятиях «природный мир», «рукотворный мир». Материал. Предметные картинки : собака, балалайка, кошка, гармонь и птица, дудочка, петух и колокольчик. Ход игры. В гости к детям приходит Буратино и просит ребят объяснить ему, какая ест разница между животными и музыкальными инструментами – ведь все они поют. Он показывает картинки: «Вот сами посмотрите. Собака скулит, когда ей грустно, кошка мурлычет, птичка весело поёт, а петушок кукарекает. Поют и дудочка, и гармошка, и колокольчик, и балалайка». Дети объясняют Буратино, что музыкальные инструменты придумали и сделали своими руками люди, а животных создала природа. Буратино раскладывает карточки по этому критерию: * дудочка – колокольчик – гармонь – балалайка. * собака - кошка – птица – петух. После этого дети и Буратино играют на музыкальных инструментах.