Юлия Юрина
Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами : -к-, -ик-, -чик-.
«Назови ласково»
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
«Добавить похожее слово»
Утренник, ночник.
Вилочка, яблочко …
Вазочка, салфеточка …
Публикация «Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
«Веселые кубики»
Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.
Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т. д.
«Два, две»
- Я буду называть одну часть тела, а вы сколько таких частей есть у каждого человека.
Глазик - два глазика;
Щёчка - две щёчки;
Плечико - два плечика;
Ручка - две ручки;
Ножка - две ножки;
Ушко – два ушка.
«Угостим зайца и зайчонка»
Логопед предлагает ребенку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой, а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький» : «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк, -еньк-, -ышк-
«Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д. Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)
«Назвать животных парами»
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это? (Белка)
- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Логопед показывает картинку дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.
- А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).
«Правильно назови детенышей животных»
На доске картинки «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныши. Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
- А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
«Поле чудес» («Детеныши животных»)
Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).
Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.
Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т. д.
«Винни-Пух»
Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.
Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.
Например: лента — ленточка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.
«Кто вышел на полянку?»
Материал. Предметные картинки – взрослые животные и их детёныши.
Содержание игры. На макет-полянку дети выставляют две карточки, выбранные из нескольких карточек, с изображением взрослого животного и его детёныша. Логопед спрашивает: «Кто вышел на полянку?». Ребё нок отвечает: «Ёж и ежонок».
«Найди свою маму»
Материал. Полумаски взрослых животных и их детёнышей.
Содержание игры. Дети делятся на две группы: первая группа надевает маски взрослых животных, вторая группа – их детёнышей. Все дети гуляют по комнате. По сигналу логопеда животные и их детёныши должны соединиться в пары и назвать себя.
Речевой материал. Гусь-гусёнок, белка-бельчонок и др.
«Какие имена»
-Посмотрите, у нас в гостях сегодня две красивые куклы, одна маленькая, другая большая. Давайте все вместе придумаем для них имена.
- Например, большая кукла Катя, а маленькая Катенька.
Большая Маша – а маленькая (Машенька);
Большая Даша - а маленькая (Дашенька);
Большая Лена - а маленькая (Леночка);
Большая Соня - а маленькая (Сонечка);
Большая Оля - а маленькая (Олечка);
Большая Ира - а маленькая (Ирочка);
Большая Ксюша - а маленькая (Ксюшенька);
Большая Наташа - а маленькая (Наташенька);
Большая Нина - а маленькая (Ниночка);
Большая Аня - а маленькая (Анечка);
Большая Таня – а маленькая (Танечка);
Большая Галя - а маленькая (Галочка).
- Молодцы, красивые имена придумали.