Лучший педагог года

Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Юлия Юрина
Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами : -к-, -ик-, -чик-.

«Назови ласково»

Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково. В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).

«Добавить похожее слово»

Утренник, ночник.

Вилочка, яблочко …

Вазочка, салфеточка …

Публикация «Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах

«Веселые кубики»

Ребенок должен назвать предмет, изображенный на гранях большого кубика, найти такой же предмет на маленьком кубике и назвать его ласково.

Например: дом — домик, стул — стульчик, мышь — мышка и т. д.

«Два, две»

- Я буду называть одну часть тела, а вы сколько таких частей есть у каждого человека.

Глазик - два глазика;

Щёчка - две щёчки;

Плечико - два плечика;

Ручка - две ручки;

Ножка - две ножки;

Ушко – два ушка.

«Угостим зайца и зайчонка»

Логопед предлагает ребенку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой, а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький» : «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.

II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей

Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк, -еньк-, -ышк-

«Кто у кого?»

В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее…

Кто это? (Это лиса)

А как называют детеныша лисы? (Лисенок)

Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)

Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д. Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)

«Назвать животных парами»

Детям предлагается загадка:

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (Белка)

- А как называют детеныша белки? (Бельчонок)

На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).

Логопед показывает картинку дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок).

«Правильно назови детенышей животных»

На доске картинки «Лиса и лисята». Сначала дети вспоминают название одного детеныши. Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)

- А теперь поиграем с мячом.

Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.

«Поле чудес» («Детеныши животных»)

Оборудование: вертушка, игровое поле с изображением животных (свинья, собака, кошка, лошадь, овца, коза).

Ребенку предлагается назвать детеныша животного, на которого показала стрелка.

Например: кошка — котенок; лиса – лисенок и т. д.

«Винни-Пух»

Оборудование: картинка с изображением Винни-Пуха, летящего на воздушном шаре, и набор предметных картинок.

Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, потом называет его так, как про него сказал бы Винни-Пух, увидев этот предмет сверху.

Например: лента — ленточка, Даша — Дашенька, тетя – тетенька.

«Кто вышел на полянку?»

Материал. Предметные картинки – взрослые животные и их детёныши.

Содержание игры. На макет-полянку дети выставляют две карточки, выбранные из нескольких карточек, с изображением взрослого животного и его детёныша. Логопед спрашивает: «Кто вышел на полянку?». Ребё нок отвечает: «Ёж и ежонок».

«Найди свою маму»

Материал. Полумаски взрослых животных и их детёнышей.

Содержание игры. Дети делятся на две группы: первая группа надевает маски взрослых животных, вторая группа – их детёнышей. Все дети гуляют по комнате. По сигналу логопеда животные и их детёныши должны соединиться в пары и назвать себя.

Речевой материал. Гусь-гусёнок, белка-бельчонок и др.

«Какие имена»

-Посмотрите, у нас в гостях сегодня две красивые куклы, одна маленькая, другая большая. Давайте все вместе придумаем для них имена.

- Например, большая кукла Катя, а маленькая Катенька.

Большая Маша – а маленькая (Машенька);

Большая Даша - а маленькая (Дашенька);

Большая Лена - а маленькая (Леночка);

Большая Соня - а маленькая (Сонечка);

Большая Оля - а маленькая (Олечка);

Большая Ира - а маленькая (Ирочка);

Большая Ксюша - а маленькая (Ксюшенька);

Большая Наташа - а маленькая (Наташенька);

Большая Нина - а маленькая (Ниночка);

Большая Аня - а маленькая (Анечка);

Большая Таня – а маленькая (Танечка);

Большая Галя - а маленькая (Галочка).

- Молодцы, красивые имена придумали.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки»Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с раскрашенными камнями «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Игровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещенияИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речиИгры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи Игры для усвоения несклоняемых существительных, навыка составления предложений, развития связной речи. Игры предназначена для детей 5-7 лет.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 21 января 2021 в 14:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые упражнения по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Юрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД