Светлана Чанцева
Игровые упражнения «Гимнастика для пальчиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения
Уважаемые родители и педагоги!
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, любой игровой и бытовой деятельности.
Темочки:
Предлагаю вашему вниманию систему игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Точнее — это пластические этюды с эмоциональным сюжетом, которые дополнительно совершенствуют общую моторику, артистизм и пластику ребенка. Тексты составлены так, чтобы в одном этюде содержалось как можно больше пальцевых движений и они сочетались бы по смыслу с произносимыми стихами.
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поэтому важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными, чтобы работало как можно больше пальцев — и как можно чаще. Наша задача — сделать такого рода работу еще и интересной. А что может быть интереснее игры?
Утречко
Утро настало,
Солнышко встало.
Ладони скрещены, пальцы растопырены, образуя «солнышко с лучиками».
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения.
- Вставай, Большак!
Большой и указательный пальцы правой руки щелкают по большому пальцу левой руки.
- Вставай, Указка!
Щелчок по указательному пальцу.
- Вставай, Середка!
Щелчок по среднему пальцу.
- Вставай, Сиротка!
Щелчок по безымянному пальцу.
- И Крошка-Митрошка!
Щелчок по мизинцу.
- Привет, Ладошка!
Щелчок в центр ладони.
Все потянулись
И проснулись.
Руки поднимаются вверх, пальцы вытягиваются и быстро шевелятся.
Наступает вечер
Вечер к нам глядит в окошко,
Спи, малышка, спи, мой крошка.
Кисть руки раскачивается.
Покачаю я кроватку,
Чтоб уснул малыш мой сладко.
Две сложенные ладошки изображают колыбельку.
- Нежно дует ветерок,
Будет пчел качать цветок.
Закрывают лепестки -
Будут спать всю ночь цветки.
Одна ладошка вложена в другую, качаются. Пальцы собираются в горсточку.
Чтобы клен скорей заснул,
Ветер на него подул.
Клен, качаясь, засыпает,
Птенчиков в гнезде качает.
Руки раскачиваются, как ветки.
Спи, мой маленький сыночек.
Глазки спят и спят ладошки,
Сладко спит любимый крошка.
Дети закрывают глаза.
Братцы
Засиделись в избушке братцы.
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться.
Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 сек.
Да скучно ему гулять одному.
Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца: мизинец и безымянный; задержать их в этой позиции на 2-3 сек.
Да скучно им гулять двоим.
Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться.
Вбок отвести три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний; задержать их в этой позиции на 2-3 сек.
Грустно старшим сидеть в избе.
Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе.
Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.
Щи-талочка
Чистим овощи для щей!
Хлопаем в ладоши.
Сколько нужно овощей?
Разводим руки в стороны.
Три картошки,
Загибаем три пальца на левой руке.
Две морковки,
Загибаем два пальца на левой руке.
Луку полторы головки.
Загибаем три пальца на правой руке.
Да петрушки корешок,
Загибаем один палец на правой руке.
Да капусты кочешок,
Загибаем один палец на правой руке.
Потеснись-ка ты, капуста!
Ладонями отодвигаем «капусту» в сторону.
Раз!
Выставляем большие пальцы.
Два!
Выставляем указательные пальцы.
Три!
Выставляем средние пальцы.
Огонь зажжен.
Хлопаем в ладоши.
Кочерыжка, выйди вон!
Правой рукой показываем на дверь.
На блины
Стала Маша гостей собирать:
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди.
Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых указательных пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко покачивает их.
А Митрошечка,
Да ну пожалуйста!
Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой.
Стала Маша гостей угощать:
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
- И Ивану блин, и Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
Левая рука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Большой палец правой руки нажимает на мизинец левой четыре раза.
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван!
Прощевай Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
Пальцы правой руки загибают пальцы левой руки к ладони, начиная с большого.
А, Митрошечка,
Моя ты крошечка,
Да побудь со мной
Еще немножечко!
Три первых пальца правой руки ласково оглаживают мизинец левой руки сверху донизу.
У бабы Фроси
У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят,
все криком кричат.
Выставить вперед левую руку. Растопырить пальцы правой руки.
Поднести руки рупором ко рту. Громко крикнуть : «А-а-а!»
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
По очереди сгибать пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца.
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке.
Отвести большой палец в сторону.
Баба тесто месила,
кашу варила,
Молоко топила,
внучат кормила.
Руки «месят тесто». Левая рука «помешивает кашу».
Руки «ставят корчагу в печь». Руки «раздают миски».
Как каши наелись,
молока напились,
бабе поклонились.
Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке.
Угомонились.
Расслабленные руки ложатся на стол.
Маланья
У Маланьи у старушки
Хлопки в ладоши, то левая, то правая рука сверху.
Жили в маленькой избушке
Сложить руки углом, показать «избушку».
Семь сыновей,
Показать семь пальцев.
Все без бровей,
Очертить пальцами брови.
Вот с такими носами,
Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.
Вот с такими усами,
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такими ушами,
Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такой головой,
Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой!
Показать руками большую окладистую бороду.
Они не пили, не ели,
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой - «ложку».
На Маланью все глядели,
Держать руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так.
Дети показывают загаданное действие.
Киселек
Бабушка кисель варила
Правая рука помешивает «кисель».
На горушечке,
Кончики пальцев левой и правой рук соединяются. Руки расходятся под углом.
В черепушечке
Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.
Для Андрюшечки.
Ладонь правой руки ложится на грудь.
Летел, летел соколок
Ладони скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга.
Через бабушкин порог.
Скрещенные ладони помахивают, как крылья.
Вот он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил.
Руки несколько раз сильно ударяют по бокам, затем вытягиваются вперед и вниз, пальцы растопыриваются.
Вот и нету киселька
Руки разводятся в стороны.
В черепушечке
Руки снова показывают горшок-черепушечку.
У старушечки
На горушечке.
Руки вновь показывают горку.
Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»
Руки «утирают слезы».
Не плачь, бабка, не рыдай!
Указательный палец правой руки «грозит бабке».
Чтоб ты стала весела,
Мы наварим киселя
Правая рука снова «помешивает кисель».
Во-о-от столько!
Руки расходятся широко-широко в стороны.
Надеюсь, что эти игры дадут дополнительную возможность пополнить знания ребенка об окружающем мире, развить у него внимание, память, зрительное восприятие, пространственные представления.