Екатерина Рыжонкова
Игровые упражнения по развитию речи для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаю в помощь коллегам свою коллекцию игр и упражнений по развитию речи, которые использую в группе детей раннего возраста. Дети активно включаются в работу, воспринимая задания как веселую игру.
Полноценное развитие речи осуществляется путем комплексной работы по следующим направлениям: развитие речевого дыхания, развитие артикуляционной моторики, логоритмические игры с самомассажем, игры-звукоподражания, игры на развитие слухового внимания, подвижные игры с речевым сопровождением.
Публикация «Игровые упражнения по развитию речи для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Дыхательные упражнения
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
Техника выполнения упражнений:
• воздух набирать через нос, плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным;
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
• заниматься только в проветренном помещении, до еды.
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению;
Футбол
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Ветряная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки.
Снегопад
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Листопад
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Бабочки
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Мыльные пузыри
Педагог выдувает мыльные пузыри, ребенку предлагается подуть на пузырь, чтобы он дольше оставался в воздухе.
Фонетическая зарядка для малышей
Воздух в носик набирайся,
“А” теплее выдувайся.
Мишеньку качай,
“А” ему напевай!
А – А – А – А.
Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э.
(Гласные звуки произносим мягко, спокойно на длительном выдохе)
Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
Ф-ф-ф на выдох говори.
Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай,
Ф – Ф – как ветер напевай.
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В – В – В – В.
Фонетическая ритмика
Поём гласные на выдохе с длительным плавным движением рук:
- А (нюхаем большой букет цветов) широко разводим руки вперед - в стороны.
- У (что-то невкусно пахнет) плавное движение обеих рук вперед.
- О (удивились) плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
- И (зайка пищит) плавное движение обеих рук вверх.
- Ы: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
- Э: плавное движение рук от плеч в стороны вниз.
Звук Н в слияниях
- НА-НА-НА- хлопки перед собой.
- НО-НО-НО- хлопки над головой.
- НУ-НУ-НУ- хлопки вытянутыми вперед руками.
Звук Нь
- НЁ-НЁ-НЁ- движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).
- НЯ-НЯ-НЯ- пальчик кланяется.
- НЕ-НЕ-НЕ- движение пальчик о пальчик.
- НИ- пальчики «бодаются»- упираются один в другой.
2. Игры-упражнения по развитию артикуляционной моторики
Цель: учиться управлять мышцами артикуляционного аппарата, что способствует формированию навыков правильного звукопроизношения.
Лягушка
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук «и». Передние, верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали.
И нисколько не устали!
Слон
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук «у».
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон
Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
Рыбка
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами;
2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь-
Вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
Лопаточка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий,
Получается лопатка.
И при этом я считаю:
Раз, два, три, четыре, пять…
Иголочка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну,
Подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:
Раз, два, три, четыре, пять…
Лопаточка-иголочка
Чередование положений языка: широкий — узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит
И нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом
И потянем остриём.
Горка
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас
Станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!
Мы помчимся с горки вниз – скатываются зубки с горочки!
Постучимся в дверку
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок»
1. Этот маленький дружок –
Твой веселый язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
2. Вот проснулся язычок, выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула розовая кошка.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.)
3. Расстелил половичок
На крылечке язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)
4. Д-д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек,
Т-т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра –
В гости к тетушке пора!
(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддд», «ттт».)
5. Тетушка Щечка племянничка ждет,
Блинчики с маком к обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…»)
6. На лошадке, по дороге скачет Язычок,
И копытами лошадка – Цок, цок, цок, цок, цок.
А с горы стрелой несется:
Цок, цок, цок, цок, цок.
(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленнее, затем быстрее.)
3. Логоритмические игры с самомассажем
Цель: совершенствование речевых навыков ребенка в процессе выполнения упражнений, построенных на синтезе слова, ритма и движения.
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед
ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Это я»
Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно)
Это ушки. Вот. Вот. (показ - уши поочередно)
Это нос. Это рот. (показ -нос, рот)
Там спинка. Тут живот. (ладошку кладут на спину, другую на живот)
Это ручки. Хлоп, хлоп. (руки вперед два хлопка)
Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами)
Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спиночки – тростиночки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
«Ладошки – хлоп!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
«Игровой самомассаж»
Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу
(захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Затем руки я помою, («моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики!
(пальцы расцепить и перебирать ими).
4. Игры-звукоподражания
Цель: в стихах и играх закреплять (или вызывать) правильное произношение с активной артикуляцией звуков раннего онтогенеза (гласные А, О, У, И; согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты); дифтонги йА, йУ, йО, йЭ).
Мы шагаем по мосту
Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту. - Дети шагают по кругу-
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь.
- Ритмично похлопывать кистью о кисть руки-
Кап-кап-кап-кап.
И по лужам ты идешь.
- Ритмично похлопывать по коленям-
Так-так-так-так.
Ветер шелестит листвой
- Движения по полу кистями рук-
Ш-ш-ш-ш.
Спрятал кудри под травой.
- Пальцы в замок-
Тш-тш-тш-тш.
Дождь сильнее застучал.
-Постукиваем одним указательным пальцем по коленке-
Тук-тук-тук-тук.
Скоро дождик ливнем стал
-Быстро стучать указательными пальцами двух рук по коленям-
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
Неваляшка
Динь-дон, дили-дон,
Что за странный перезвон.
- Дети раскачиваются на прямых ногах из стороны в сторону -
Слышен он со всех сторон.
Дили-дили-дили-дон.
Птичий двор
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух –тух! Ух -тух!
(сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух –тух! Ух-тух!
(круговые движения двумя руками)
Ди-ли, ди-ли, ладушки, испечем оладушки
(«печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!
Лады -лады, ладушки, горячи оладушки!
(круговые движения,«дуют» на ладошки).
«Позови свою маму»
Воспитатель раздает предметные картинки с изображением детеныша животного каждому ребенку. Затем спрашивает, кто нарисован на картинке и кто у него мама. Воспитатель имитирует голос мамы, показывает картинку с ее изображением и просит ребенка позвать «свою маму».
«Эхо»
Учимся правильно и чётко произносить гласные звуки. Воспитатель громко произносит А-А-А, ребёнок " Эхо" тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетания гласных звуков: ау, уа и. т. д.
«Паровоз»
Отрабатываем правильное произношение гласного звука «У» Воспитатель предлагает ребёнку позвать паровоз. «У-у-у» гудит ребёнок, и паровоз едет на этот звук.
«Лошадка»
Отрабатываем правильное произношение звука «И». Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит «И-и-и», и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
«Кто в домике живет?»
(Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Часы»
Воспитатель: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом.». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак.»---Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).
5. Подвижные игры с речевым сопровождением
Цель: стимулировать улучшение звукопроизношения и развитие связной речи путем повторения игрового текста.
Мыши водят хоровод
Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» ведущий – «кот».
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»
(на последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики - заберутся в норки).
Поезд
Деток поезд наш везёт
В лес и на полянку.
Будут дети там гулять,
Повстречают зайку.
«Так, так, так! Так, так, так!»
Все колёсики стучат!
Чу-чу-чу – белку встретим и лису.
Едем, едем мы быстрей,
Не боимся мы зверей.
Паровоз идёт потише,
Значит остановка ближе
– «Ду-ду-ду! Стоп!»
(дети идут топающим шагом в колонне по одному, с остановкой – идут врассыпную, по сигналу – строятся в колонну)
Мотыльки
На зелёном на лужку мотыльки летают
И с цветочка на цветок весело порхают.
Тётя вышла на лужок, у неё в руке сачок.
Берегись – ка, мотылёк, улетай скорей, дружок!
(дети – «бабочки» бегают врассыпную, ведущий догоняет «бабочек» с сачком в руках)
Солнышко и дождик
Дождик, дождик, что ты льёшь?
–Кап-кап-кап! Погулять нам не даёшь?
-Кап-кап-кап! Очень мы хотим гулять.
-Кап-кап-кап! Через лужицы скакать.
-Кап-кап-кап!
(По сигналу «солнышко» - дети бегают врассыпную, по сигналу «дождик» - убегают под большой зонт воспитателя).
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря:
«Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте!
Дружно вместе
Сделаем вот так!»
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например, повернуться, наклониться, присесть и т. п.
«Цыплята»
Как у курочки хохлатки
Были жёлтые цыплятки. (Выполняют «пружинку», руки на поясе)
Были жёлтые цыплятки –
Шаловливые ребятки. (Прыгают на месте на двух ногах, руки внизу, ладони перпендикулярно.)
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко. (Останавливаются)
Не будите вы лису (Грозят пальчиком)
Что живёт в густом лесу.
А то рыжая придёт
И цыпляток унесёт. (Шагают на месте)
Ой, лиса бежит, беда,
Разбегайтесь кто куда. (Разбегаются по площадке врассыпную)
«Ножки»
Дети стоят шеренгой, воспитатель – напротив на расстоянии 15-20 шагов, приближаясь, дети выполняют соответствующие движения.
«Ножки, ножки бежали по дорожке. (бегут)
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам. (прыгают на двух ногах на месте)
Прибежали на лужок, (останавливаются)
Потеряли сапожок. (все бегут назад к исходной линии)
Нашли сапожок».
«Цапли»
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как птица-цапля – встали и молчок.
«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас? А он… один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для чижа.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра,
А для волка – кожура.
Рассердился волк, беда!
Разбегайтесь, кто куда!
«Лес»
Добрый лес, старый лес (Широко разводим руки в стороны)
Полон сказочных чудес! (Повороты вправо-влево с руками)
Мы идём гулять сейчас (Ходьба)
И зовём с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке (Присесть)
Птички, бабочки, зверюшки, (Встать)
Паучок на паутинке (Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз)
И кузнечик на травинке!
(Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
6. Игры на развитие слухового внимания
Цель: воспитание слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители, развитие восприятия речи окружающих людей, формирование фонематического восприятия.
1) «Ручки-ножки»
Педагог стоит за ширмой (или без ширмы) и отбивает определенный ритм. Задача детей повторить хлопки-притопы педагога.
2) «Дождик»
Задача детей повторить заданный педагогом ритм постукивания карандашом, ладошкой по полу, металлофона, погремушки и т. п.
3) «Пальчик-пальчик»
Дети сидят в ряд, все вместе стучат пальчиком о другой пальчик под ритм, заданный педагогом, на слово «ай» дети прячут ручки за спину.
4) «Определи, где звучит?»
Дети закрывают глаза. Педагог тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
5) «Кто хлопал?»
Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
6) «Найди пару»
Звучащие коробочки (одинаковые коробочки внутри, горох, песок, спички и др.) расположены на столе хаотично. Детям предлагается разобрать их по парам, одинаково звучащим.
7) «Тихо – громко».
Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Педагог стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
8) «Кто идет по дорожке?»
Педагог раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
9) «Хлопаем зверятам»
Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как только он называет животное, дети должны хлопать. При произнесении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся, выбывает из игры.
10) «Кто летит»
Педагог сообщает детям, что он будет говорить слово, летит в сочетание с другими слова (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется, паузы становятся короче.
11) «Слушаем внимательно»
Детям дают в руки два флажка. Если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.
12) «Кто идет?»
Педагог показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
13) «Делай правильно»
Когда шьют иголкой (показ картинки, слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки, слышно: “Жик – жик – жик”, когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик”; когда стригут ножницами, слышно “Чик-чик-чик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…стричь волосы (дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Педагог в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.
14) «Мишка ошибается»
Педагог объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Педагог предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Медвежонок старается подражать детям в произношении звуков, по иногда, ошибаясь, заменяет один звук другим или называет неверное слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т. п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.