ирина ковалева
Игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Публикация «Игровые технологии в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно - ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно - ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:
приемы, направленные на формирование игры;
приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;
приемы, направленные на формирование взаимоотношений.
Технология Н. Ф. Тарловской.
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.
Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям.
Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.
Н. Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку» покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на машинке и пр. Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно взрослого.
Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха, радости, удовлетворения. Принять на себя роль – значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим (мамой, папой, доктором, поваром). Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.
Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли.
Отсюда очевидна и основная задача педагога – подготовка детей к принятию роли.
Среди авторов современных педагогических технологий также выделяются : Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Н. Ф. Тарловская, В. Я. Воронцова, С. И. Щербакова и т. д.
Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. Многие педагоги с этой целью используют обучение игре на занятиях и в повседневной жизни. Преобладающим методом считается участие взрослого в игре. Используются такие термины «руководство», «формирование», «управление» игрой (Н. Я. Михайленко).
«Руководство игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.
«Управление» – косвенные методы воздействия на игру.
«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в детском игровом творчестве.
Н. Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры, начиная с детей раннего до старшего дошкольного возраста. Технология игры изложена в монографии: «Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект» под ред. Подъякова Н. Н., Михайленко Н. Я.
Формирование ролевого поведения детей в игре.
Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной). Группа педагогов – исследователей под руководством С. Л. Новоселовой разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года).
Комплексный метод включает следующие компоненты:
планомерное обогащение жизненного опыта;
совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями.
«Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.
Т. М. Бабунова создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Т. М. Бабуновой, включает коммуникативные умения.
Взрослый может быть инициатором, организатором игры. Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие приемы руководства:
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;
исполнение воспитателем главной роли;
организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица; сюрпризное появление игрушки;
создание воображаемой ситуации; совет, напоминание;
обновление игровых уголков; введение игрового тренинга, правил поведения; разыгрывание воображаемой ситуации;
внесение образных игрушек.
Таким образом, проанализировав теоретические основы современной педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности.
Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной социальной роли;
В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене школы.
2. Методические рекомендации по применению игровых технологий в образовательном процессе ДОО
Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности малышей:
Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры детей, другими видами деятельности.
Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые различия.
Игровая среда должна быть динамичной.
Атрибуты сюжетно - ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей. В составлении перечня методов и приемов, способствующих развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста, использованы рекомендациями Михайленко Н. Я., Тарловской Н. Ф., Бабуновой Т. М., Турченко В. И. и др. авторов.
Методы и приемы, способствующие обогащению содержания игры.
Исполнение воспитателем главной роли (Т. М. Бабунова);
Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н. Я. Михайленко);
Внесение образных игрушек (Т. М. Бабунова);
Прием параллельной игры (Н. Ф. Тарловская);
Прием ролевой игры с продолжением (Н. (Н. Палагина); Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни (Новоселова С. Л.);
Игра в телефон (Н. Палагина);
Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни детей в детском саду;
Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.
Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений.
Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н. Ф. Тарловская); Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н. Я.); Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) (Михайленко Н. Я.); Внесение кукольного персон,ажа постановка правил поведения от его лица; Создание разновозрастных игровых триад (В. И. Турченко). Косвенные приемы руководства Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т. М. Бабунова); Изменение игровой среды (С. Новоселова); Наблюдение, экскурсия; Создание воображаемой ситуации (Т. М. Бабунова); Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой.
Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребёнка.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей : труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС.
С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Её значение:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
В работе с детьми раннего возраста мы используем Блоки Дьенеша, которые объединяют ребенка и взрослого. Это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.
«Логические блоки» развитие умений анализировать форму предметов, сравнивать геометрические фигуры, различающиеся по форме, цвету и величине
В познании и изучении окружающего мира, педагогам помогают игры-исследования Палочки Кюизенера. Дети упражняются с палочками индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Все эти упражнения воспитатели проводят в игровой форме. Можно использовать различные варианты игр с палочками: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т. д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально — коррекционной работе с детьми.
Игры: возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую; можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
«Развивающие игры Воскобовича»
Его технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий, это особая тропа от практической части к теории. Обучаться с помощью них ребенок может весело и непринужденно. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)
Игра «Черепашки»
Игра «Фонарики»
конструирование простых плоскостных фигур (домик, конфета, конверт, ёжик, развитие наглядно-действенного мышления (знакомство с квадратом и его превращения)
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. Благодаря этим играм у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
С каждым днем техника идет все дальше и дальше. И без ее технологий и устройств мы уже обойтись не можем. Поэтому хочется рассказать, что такое интерактивный стол. Он позволяет проводить различные занятия, которые способствуют развитию у детей внимания, памяти, логики, мелкой моторики, речи, неречевого слуха и дыхания. ИКТ, как важный элемент учебного процесса, значительно улучшают познавательную активность у детей, помогают им с большим интересом осваивать что-то новое. С их помощью достаточно легко смоделировать условные ситуации, которые бывает сложно проиллюстрировать.
Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Развивает восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии.
Формирует у ребенка представления об окружающем мире;
Развивает мелкую моторику, глазомер
Успокаивает и расслабляет, снимая напряжение;
Воспитывает чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
Другие игровые технологии, например, такие как квест-игры. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. С помощью таких игр педагоги достигают таких образовательных целей: реализуют проектную и игровую деятельность, знакомят с новой информацией, закрепляют имеющиеся знания, отрабатывают на практике умения детей.
Хочется, сказать еще об одной игровой технологии - бизиборд – это развивающая игрушка, в виде деревянного домика с множеством мелких предметов. Для игры используются замочки, дверцы, щеколды, шнуровки, различные кнопки, розетки, небольшие головоломки, счеты, выключатели, пуговицы с тканевыми петлями и пр. Чем больше разнообразных по цвету и назначению предметов, тем увлекательнее детям их изучать. Играя, ребенок активно работает пальцами, тем самым развивает мелкую моторику рук, кроме того, подобное развлечение полезно для общего развития.
Не остаются без внимания и игровые пособия, сделанные своими руками. На физкультурных занятиях с детьми педагоги используют игровой парашют. Это игровое пособие привлекло новизной, яркостью. Парашют – это снаряд, который не требует проворных рук и повышенного внимания. Сюжеты игр и упражнений с парашютом разнообразны. Парашют можно поднимать, опускать, раскачивать, пускать большие и маленькие волны, по нему можно ходить, под ним можно спрятаться. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребёнка, сидящего под парашютом. Парашют настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг, но игры с парашютом дают возможность растормошить тихих детей. Активные дети, играя с парашютом, учатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом.
Педагоги детского сада в своей практике широко используют Лепбук – это интерактивная папка для детей на заданную тему. Это отличный способ для повторения пройденного.
Работа с «лэпбуком» отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Лепбук помогает в развитии всех познавательных процессов, сенсорного восприятия и мелкой моторики.
Игры, сделанные своими руками, несут особую позитивную энергетику мастера. Способствуют осуществлению индивидуального подхода, ведь создаются они для конкретных детей, значит, будут учтены все их желания, склонности, возможности.
Игры с прищепками хорошо подходят для малышей. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.
Игра «Четыре времени года»
Сюжетное панно привлекает внимание детей своей яркостью, мобильностью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Представляет собой композицию, на которое прикрепляются различные модули, в зависимости от времени года.
Способствует формированию сенсорных умений, развивает общую и мелкую моторику, формирование различных операционных умений, воспитывает эмоциональную отзывчивость.
Дидактическое панно можно использовать:
- в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование;
- в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по – своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом. игровые технологии играют основную роль в развитии ребёнка.