Получи документы

Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ

Супрун Елена
Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский (Слайд 2)

Публикация «Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах

Игра – ведущая деятельность дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. (Слайд 3)

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. (Слайд 4)

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

На логопедических занятиях используются (Слайд 5) :

Дидактические игры – это игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка.

Настольно – печатные, задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, они помогают систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Словесные – отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Коррекционно – развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями.

А также игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции (слайд 6) :

обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем- логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия (слайд 7) :

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны (слайд 7) :

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям (слайд 9) :

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией. А так как форма организации нашей встречи круглый стол, буду рада, если Вы тоже поделитесь опытом и будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Артикуляционная гимнастика (слайд 10) дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого Язычка, у ребят исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных артикуляционных укладов. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы (слайд 11) : «Прокати машинку», «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Покатай карандаш», «Фокус», и т. п.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы (слайд 12) : игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением; графические упражнения, игры с песком мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок, кукольные театры, игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов (слайд 13) : «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое - неживое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний» (из слов с заданным звуком, «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка» и многие другие.

Для развития фонематического слуха и формирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как (слайд 14) : «Угадай что звучит», «Тишина», «Близко – далеко», «Слушай – выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Звукоедик», «Домики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»и др.

Совершенствование грамматического строя речи, пополнение словарного запаса, развитие связной речи – это неотъемлемые компоненты речевого развития ребёнка, необходимые для грамматически, лексически и синтаксически-правильного насыщенного высказывания ребёнка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи используются такие игры как (слайд 15) : «Один – много», «Назови ласково», «Сосчитай», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?», «Какой бывает?», «Назови одним словом», «Чей хвост?» и т. п. Для развития связной речи (слайд 16) : «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Магазин», «Угадай», «Нелепицы», «Придумай сказку», «Исправь предложение» и другие, а также игры- драмматизации, игры-инсценировки.

Для развития высших психических функций используются такие игры как (слайд 17) : «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Что спрятано?», «Лабиринты», и многие другие.

При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать не только буквари и рабочие тетради, но и различные красочные и интересные для детей игровые задания такие как (слайд 18) : «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Тучка – читучка» (дети прикрепляют снежинки или капельки, в зависимости от времени года и читают слоги, короткие слова, «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука» Можно использовать также следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе»; «Выложи букву из палочек, пуговиц, шнурков, слепи из пластилина»; «Нарисуй букву на песке, муке»; «Зачеркни неправильно написанные буквы»; «Найди букву»(с использованием шума); «Буква сломалась»; «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке».

Все эти игры являются многофункциональными, не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

Таким образом (слайд 19, использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 11:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в работе учителя-логопеда в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Супрун Елена (УИ 1812705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД