Епихина Ирина Александровна
Игровые технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста
Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиниться этим правилам, если он желает играть и не хочет разрушать игру. В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила или нарушает – это сразу, же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением. Игры-соревнования – наиболее сильное испытание для гиперактивного ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу. Популярная настольная игра «Лото» - это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Это элементарная, на первый взгляд, игра чрезвычайно полезна для гиперактивных детей. От ребенка в ней требуется следующее: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции. На примере этой игры можно показать универсальные способы усложнения игр с правилами, а именно: -подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, необходимо положить под фишку красный бумажный квадратик); -внести в игру дополнительные запреты (2-3) и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего, какую цифру он назвал); -ввести в игру новые формы организации ее участников (например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);
Публикация «Игровые технологии профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
-ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, то есть усложнить игру новыми правилами, придуманными сами детьми; -вместе с детьми с гиперактивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать детей с социальными нарушениями: в заданных игрой обстоятельствах такие дети получают навыки социального поведения и знакомятся с правилами поведения в обществе.