Корниенко Лариса Николаевна
Применение современных игровых технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение современных игровых технологий в образовательном процессе ДОУ для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»
Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
- способом обучения;
- деятельностью для реализации творчества;
- методом терапии;
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Публикация «Применение современных игровых технологий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве занятия или его части (введения, обьяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом образовательного процесса. Основной аспект делается на личности ребенка и его индивидуальных особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе создается оптимально благоприятная психологическая атмосфера, взаимоуважение между педагогом и ребенком. Но как любая педагогическая технология, игровая должна соответствовать следующим требованиям:
1. Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логические взаимосвязанные функциональные элементы.
2. Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
4. Управляемость – предполагается возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
5. Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и системати-ческое общение педагога и детей. Значение игровой технологии заключается в следующем:
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подьем;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформированных условий игры.
Применение игровых технологий помогает детям раскрепостится, появляется уверенность в себе, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Процесс игры возникает, как правило, по собственной инициативе детей, поэтому, при организации игровой деятельности педагог может руководствоваться следующим алгоритмом:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, но должен быть направлен на активизацию познавательного интереса детей;
- предложение игры – создается проблемная ситуация, где происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;
- обьяснения игры – кратко, четко, только после проявления интереса детей к игре;
- обеспечение игровым оборудованием – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно – игровой среде;
- организация детей для проведения игры – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявлять свою активность и организаторские умения.
Естественно, что выбор игровых технологий обусловлен целями и задачами, которые ставит перед собой и детьми педагог, возрастом детей, интеллектуальными способностями дошкольников. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
Что может быть интересней и значимей для ребенка, чем игра? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.