Юлия Каргаева
Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
-изучить психолого-педагогической литературу по теме работы, конкретизировать понятие “познавательный интерес”
- рассмотреть особенности развития познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте посредством создания мультфильмов
Публикация «Проект „Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- апробировать на практике средство развития познавательного интереса -создание мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
созданные мультипликационные фильмы детьми старшего дошкольного возраста
повышение уровня познавательного интереса по итогу создания мультипликационного мультфильма, усиление самостоятельности детей, инициативности, активности, уверенности в своих силах
расширение образовательного пространства, условий детского сада благодаря организации работы с детьми по созданию мультфильмов
Теоретическая часть:
Проблема развития познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности. Интерес способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира
Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи.
Среди возможных средств развития познавательного интереса дошкольников может быть мультипликация. (комплексное и интегрирующее средство)
Практическая часть.
2.1. Подготовительный этап.
Первым шагом в практической реализации поставленных задач стала свободная беседа с детьми на тему “Любимый мультфильм”. Я задала детям вопрос: “Хотели бы они создать свой мультфильм?”. Конечно, же дети ответили утвердительно. “Но как это сделать?” - спросила я. “Кто-нибудь знает, как создаются мультфильмы? Один мальчик сказал, что он видел мультфильм про Фиксиков, и там об этом рассказывали. Но что именно - он затруднился объяснить.
Этот мультфильм у меня уже был как раз подготовлен (про создание мультфильмов я нашла три видео для детей, среди них были и “Фиксики”). Мы посмотрели мультфильм, в котором был показан простой пример создания мультипликационного эффекта засчет быстрого перелистывания страниц блокнота. После этого дети захотели повторить подобный эффект. Мы сделали несколько блокнотов, а также игрушки-вертушки (основанные на эффекте быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение). В течение дня дети неоднократно к ним возвращались и играли с ними.
В тот же день мы придумали сюжет мультфильма. Дети (что неудивительно после просмотра м/ф) захотели видеть главным героем Нолика (Фиксика). “Что случится с нашим героем в мульфильме?- спросила я. “Он полетит на Марс!” - почти разом предложили дети. В этот период времени у нас в группе были 2 тематические недели о космосе, эта тема была очень интересна детям, поэтому легко была придумана идея мультфильма.
Для создания сюжета я разделила ватман на несколько ячеек, объяснив, что это будет кадры нашего мультфильма. И задавала детям вопросы, помогая им развернуть сюжет. Сюжет схематично зарисовывала на листе. Во второй половине дня дети наперебой объясняли второму воспитателю, что они придумывали мультфильм и рассказывали ей по схеме сюжет мультфильма.
Основной этап.
Для создания первого мультфильма я выбрала технику “перекладки”, при которой все герои плоскостные и двигаются также в плоскости. Для первого мультфильма я сама подготовила картонные фигурки героев и предметов мультфильма и дала детям раскрасить их так, как им хочется. Здесь я специально не стала усложнять и затягивать изготовление героев, т. к. понимала, что процесс создания мультфильма не быстрый процесс и на первом этапе детям важно побыстрее увидеть результат, чтобы понять процесс и заинтересоваться им.
После этого с несколькими детьми мы подготовили фоны - декорации для мультфильма.
Для съемок мультфильма мы подготовили место в спальне, поставили штатив, закрепили и настроили камеру. Дети разделились по 3 человека, и мы начали снимать. Каждой подгруппе я подробно объясняла технику работы, давала сначала пробовать снимать. И потом мы приступали к работе: один ребенок снимал на камеру, второй двигал фигурки. При этом перед ними был наш сюжетный плакат “раскадровка”. Почти все участвующие дети первый раз в жизни пользовались штативом и профессиональной фотокамерой, что придавало всему процессу особую “волшебную” атмосферу.
В последующие два дня мы озвучивали мультфильм. Для этого я перевела придуманный детьми сюжет в текст. Дети, желающие озвучивать, пробовали запомнить фразу, предложения, выразительно ее сказать, и я записывала их на диктофон. На данном этапе была отличная тренировка выдержки (т. к. говорить нужно было после сигнала, преодоления страха и волнения, что у них что-то не получится (я сразу объясняла, чтобы они не боялись ошибиться и запнуться, что можно все перезаписать и исправить). Таким образом, через 2 дня мы получили аудио-материал.
Монтаж мультфильма был полностью проведен мной. Моя задача была составить последовательный видеоряд и наложить на него аудио-записи. Монтаж проводила с помощью программы Windows Movie Maker.
Второй мультфильм дети решили сделать из пластилина.
В рамках тематической недели “Цветы и насекомые” мы с детьми смотрели мультфильмы про насекомых. Дети тоже захотели создать свой м/ф про насекомых. Было названо несколько главных героев и путем голосования выбрали одного из них, решив, что остальные герои также будут в нашем м/ф.
Сюжет получился более развернутым, чем в первый раз. И мне достаточно было задавать направляющие по сюжеты вопросы, дети уже очень активно придумывали сюжет сами. Также и песню, которую пел по их мнению герой кузнечик, они предложили сами. После придумывания и зарисовки сюжета несколько человек захотели пересказать по картинке-схеме сюжет.
На следующий день мы начали лепить героев. Для этого дети зарисовали на доске героев и выбрали, кто кого хочет лепить. Несколько человек в ходе работы испытывали затруднения в лепке своего героя, но поскольку работа была организована в компаниях, дети помогали друг другу.
Для рисования декораций - фонов дети распределились по группам (я выбрала 4 ребят, которые набрали себе команду для работы). Командой они и делали фоны (при этом материалы были предложены разные на выбор: разные карандаши, краски, кусочки цветной бумаги, клей)
Для съемок в этот раз распределились по 2 человека. В съемках участвовали уже намного больше детей, чем в первом мультфильме.
Созданный сюжет я также переложила на текст. Песню “Кузнечик” мы учили всей группой несколько дней. После этого сделали аудио-записи. При этом у меня был помощник-ассистент (самый активный и непоседливый мальчик, который вызывал в нашу студию записи поочередно детей и пробовал сам нажимать на кнопку “запись” в диктофоне. В этот раз дети заметно увереннее говорили свои фразы, старались внятно и правильно проговаривать труднопроизносимые звуки.
Монтаж второго мультфильма также был проведен мной.
Завершающий этап.
Дети с нетерпением ждали и первый, и второй мультфильм. Они несколько раз пересматривали его, просили отправить и показать родителям. Особенно им понравилось видеть своего созданного героя, и слышать свой голос. С нетерпением дети стали ждать следующих съемок. Второй мультфильм они смотрели подряд около 10 раз. Уже в ходе съемок второго мультфильма у 4 детей появились идеи по созданию своего мультфильма. Мультфильмы были показаны родителям на семинаре.
При создании второго мультфильма на каждом из этапов я старалась создать условия так, чтобы дети имели возможность выбора, сами принимали решение, что делать и с кем, обсуждали общий замысел, идею. И, действительно, у них это уже начало получаться.
Я считаю, что в процессе создания мультфильмов были созданы возможности для:
- раскрытия творческого потенциала воспитанников (при создании сюжета второго мультфильма дети предлагали уже разные неоднотипные варианты развития сюжета, у многих детей уже появились свои идеи для мультфильмов, появилась уверенность в своих силах);
- активизации мыслительного процесса и познавательного интереса (дети впервые познакомились с процессом мультипликации, в том числе с профессиями в мультипликации, с терминами мультипликации, поняли и сами опробовали процесс создания мультфильма, в процессе создания тренировалось произвольное внимание, память, воображение детей);
- развития эстетических способностей (при создании героев и декораций дети не просто изготовили их, но и неоднократно возвращались к ним, совершенствуя их, пытаясь придать лучший на их взгляд им вид; дети, которым не удалось сделать пластилиновых насекомых с первого раза, сами просили принести им инструкцию по изготовлению фигурки насекомого и доделывали их, также дети очень старались при исполнении песни
- формирования навыков работы в творческом коллективе с распределением ролей и задач (в процессе создания дети неоднократно были в ситуации выбора (участвовать или не участвовать, выбор героев, материалов, партнеров для работы и т. д)