Наталья Аликина
Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного Стандарта по дошкольному образованию.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается как социально-образовательная система, которая может решать задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Публикация «Применение социо-игровых технологий в ДОУ как условие успешного развития дошкольников в рамках реализации ФГОС» размещена в разделах
Учитывая целевые ориентиры дошкольного образования на этапе его завершения, обозначенные в проекте ФГОС ДО, у ребёнка должны быть сформированы социальные и психологические характеристики личности, способствующие успешному овладению универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Поэтому важнейшим условием успешного развития дошкольников, является обязательное применение в непосредственно образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период дошкольного детства, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, развить способность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Социоигровые педагогические технологии оказываются бесценными в решении данного вопроса. Ведь важнейшей составляющей этих технологий является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.
Основными задачами применения социоигровых технологий явлюется :
• Повышение качества образования детей;
• Снятие страха перед деятельностью;
• Развитие индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей;
• Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;
• Формирование у детей навыка слаженной работы.
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигровая педагогика, или социоигровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры – жизни между микрогруппами детей (малыми социумами). В микрогруппах дети либо уже связаны совместными играми, общим опытом жизни, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. А всё это является плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его.
Основными условиями успешного применения социоигровых технологий являются :
1. Движение - под любым предлогом.
2. Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
3. Открыть широкий путь игре.
4. Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений
В работе с детьми по социоигровой технологии педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
2. Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
3. Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
4. Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
5. Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
6. Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.
7. Движение и активность.
8. Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
9. Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.
Социигровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Выделяют следующие группы игровых заданий:
1. Игры-задания для рабочего настроя.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Взгляды социоигровой технологии :
1. Педагоги на занятии воссоздают жизнь.
2. Ребенок способен оценить себя собственными усилиями.
3. Принципы взаимно пересекаются как волокна составляющие нить
4. Педагог выступает в роли «советчика»
5. Главные качества детей:- развитие самосознания; - умение сравнивать свои знания со знаниями других детей; - оказание друг другу помощи и принятие её когда это нужно; - тренировка речи, развитие внимания, умения услышать, запомнить услышанное, умения сообща решать задачи, обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего дела. 6. Педагог занимает позицию «рядом», «вместе».
7. Особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений.
8. Организация занятия как игры – жизни между группами и одновременно каждым из них
9. Педагог должен идти от детей.
10. Дети работают на себя.
Основная идея технологии заключается в организации собственной деятельности детей. Собственная деятельность – это та деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает смотрит и говорит.