Светлана Руденко
Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Учитель – логопед ДОУ № 38 г. Липецка
Руденко С. Н.
«Использование педагогической технологии «Сторителлинг» как средства коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Публикация «Использование педагогической технологии „Сторителлинг“ как средства коррекции речевых нарушений у детей» размещена в разделах
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Различные нарушения речи у детей дошкольного возраста в последнее время встречаются все чаще. Развитие связной речи у детей с ОНР в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для того, чтобы обеспечить каждому ребёнку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Процесс коррекции речи требует длительного времени и отнимает у ребенка и педагога много сил. Постепенно у ребёнка утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Поэтому, организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях.
- Уважаемые, коллеги! Вы замечали, как внимательно дети слушают педагога, когда он рассказывает им сказку, и как быстро они начинают отвлекаться, если он читает ее в книге?
- Что привлекает их в первом случае? (Ответы участников)
- Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты.
У меня возникла необходимость поиска новых приёмов, методов и технологий. Меня заинтересовала педагогическая технология «Сторителлинг», которая помогла мне разнообразить образовательную деятельность с детьми, обеспечивать положительный настрой дошкольников и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям.
Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения в ДОУ.
Из истории :
Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Педагогический сторителлинг как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции:
- наставническая,
- мотивирующая,
- воспитательная,
- образовательная,
- развивающая.
Вся работа с использованием сторителлинга опирается на общие дидактические принципы: - систематичность и последовательность.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- учет структуры дефекта.
- поэтапность коррекции речи.
Цель педагогической деятельности : использование интерактивного метода «сторителлинг» для повышения эффективности коррекции речи детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации намеченной цели я определила следующие задачи:
- создание благоприятной среды для речевой активности ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развитие всех сторон речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
- осуществление сотрудничества учителя-логопеда с детьми на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса
- создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.
Рабочее пространство я организовала таким образом, чтобы воспитанники могли общаться, перемещаться во время занятия, В ходе взаимодействия с детьми создаю ситуации для обозначения цели и задач деятельности, намечаю задачу для совместного выполнения и способы её решения.
Слайд фото развивающей – пространственной среды в кабинете учителя – логопеда.
Я несколько сузила область применения этой технологии и адаптировала её с целью повышения эффективности коррекции речи детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми по закреплению лексического и грамматического материала.
На первом этапе я ставила себя вопрос:
- Как выбрать хорошую историю, чтобы привлечь внимание детей?
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз вывели несколько принципов хороших историй и я их учитываю : Простота. Неожиданность. Конкретность. Реалистичность. Эмоциональность.
Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Ребенок заинтересуется сюжетом тогда, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать.
Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. В правдоподобность истории педагог должен верить сам, иначе он не сможет убедить воспитанников. Историю надо рассказывать так, как будто вы лично её пережили.
Очень важна харизматичность педагога, интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
История будет хорошей если : ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
• дети могут самостоятельно ее пересказать;
• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Структура истории
В каждой истории я выделяю 3 части :
1. Вспышка
Каждая история должна начинаться с призыва к действию: что-то случается с героем, что-то толкает его на подвиги. Для этого использую фразу : «однажды….», «как то раз….» или «в некотором царстве» (тогда получится уже сказочная история). Затем необходимо обсудить финальные слова. Когда Вы придумываете историю, постарайтесь удивить всех вокруг неожиданным началом.
2. Путешествие
Долгий путь- это возможность для героя противостоять трудностям, познавая тем самым себя и мир вокруг. Какой урок должен выучить Ваш герой? При работе над связностью истории уточняем слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена героев, местоимения и прочее). История ведется от 3 - го лица.
3. Кульминация
Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом. Это тот момент, где находятся ответы на все вопросы
Практический опыт работы показал, что для закрепления лексических тем требуется многократное повторение, а для того чтобы дети не уставали и не теряли интерес к занятию, ограничиваться только составлением историй недостаточно. Для эффективного результата по решению коррекционных задач я использую на занятиях разнообразные дополнительные средства :
(фото дополнительных средств)
- дидактические и развивающие игры.
- сменные картинки
- сюжетные картинки
- ИКТ- технологии (в качестве видеоролика или презентации).
- конверт – доска как средство для визуализации историй. плоскостное изображение с помощью пластилина на определенную тему и другое.
Как использовать сторителлинг в структуре коррекционного занятия образовательной деятельности?
Таблица 1
- Структуру коррекционного логопедического занятия с использованием метода сторителлинга вы видите на экране. Слайд
Этапы Содержание НОД Структура сторителлинга
1 этап: Мотивационный
1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Артикуляционная гимнастика. Используются упражнения, которые способствуют правильной артикуляции звука.
3. Дыхательные упражнения. 1. Вступление к истории.
- Ставится вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить.
- Вступление очерчивает сложную ситуацию.
2 этап: Основной 4. Анализ артикуляции. Проанализировать, проговорить положение органов артикуляции перед зеркалом.
5. Автоматизация звука:
- в слогах. От занятия к занятию типы слогов усложняются.
- в словах.
Слова должны быть с проработанными слогами, соответствовать возрасту.
- в предложениях.
- в текстах.
6. Дифференциация звука.
7. Развитие фонематического восприятия. 2. Развитие события.
(раскрытие сюжетной линии и характеры действующих лиц).
- проникновение в проблему или конфликт, о котором узнали из вступления.
3. Кульминация.
- возникает решение проблемы
3 этап: Заключительный 8. Итог. Ребёнок уточняет звук, который учится говорить.
9. Оценка работы ребёнка. Всегда должна быть положительной («Ты молодец!», «Ты старался!» и т. п.). 4. Заключение.
(Итог рассказа одним предложением)
Рассмотрим более подробно как использовать сторителлинг в структуре коррекционного занятия.
Организационный момент – начало занятия. Вступление к истории. Вступление очерчивает сложную ситуацию
Ставится вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Он может быть представлен несколькими вариантами. Я предлагаю исходную проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать детей принять участие в образовательной деятельности.
Например: рассказывание рассказа, включение музыки, чтение стихотворения. Можно предложить детям игры и упражнения для организации их внимания. Перед началом занятия с детьми проводится дыхательная, артикуляционная гимнастика, перестроение по парам, что позволяет переключить дошкольников с одного вида деятельности на другой.
Видеофрагмент вступления в историю.
В основной части я включаюсь в деятельность как партнер, используя разнообразные средства, которые стимулируют интерес детей.
Здесь происходит развитие события, проникновение в проблему или конфликт, о котором узнали из вступления
(раскрытие сюжетной линии и характера действующих лиц).
здесь же и возникает решение проблемы
Я предлагаю просмотр видео фрагментов коррекционных занятий на закрепление лексической темы с использованием разнообразных средств, поддерживающих интерес к выполнению коррекционных заданий :
видеофрагмент с использованием дидактического пособия «Бабушкин дворик»
видео фрагмент с использованием конверт – доски.
видео фрагмент с использованием «Кубиков историй»
В заключительной части занятия необходимо обсудить финальные слова, в которых отразится основной смысл истории.
После того как воспитанники прослушают интересную историю, поучаствуют в ее «экранизации», они начинают больше доверять воспитателю, лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.
Работа с родителями
Моя практика не ограничивается только работой с детьми. Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта. Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.
Для родителей групп комбинированной направленности подготовлены консультации, рекомендации, проведен мастер-класс на тему «Развитие связной речи дошкольников с использованием техники сторителлинг»
Результативность.
Используя «сторителлинг» для коррекции речи дошкольников позволяет мне
- обеспечивать положительный настрой обучающих и поддерживать интерес детей к выполняемым коррекционным упражнениям;
- приводит к повышению мотивации детей на занятиях, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и логопедом;
- помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным;
- у ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении.
Заключение.
Таким образом, интерактивный метод сторителлинг является универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе логопеда. Говорить о плюсах этой техники можно бесконечно. Но ведь всегда лучше один раз попробовать. А попробовав один раз, поверьте уже не сможете остановиться.
Практическая часть:
Уважаемые коллеги! Сочинять истории не только полезно, но и очень увлекательно! И сейчас такую возможность я хочу вам предложить.
- Вашему вниманию я предлагаю рассмотреть уникальное настольное пособие «Кубики историй» - эта игра, развивающая фантазию и речь. Она интересна как детям, так и взрослым.
В комплект входит 9 кубиков, 54 картинки, которые погрузят вас в мир фантазий, иллюзий и приключений. Каждый рисунок – это захватывающий и неожиданный поворот повествования. Но для детей они сложные т. к. на кубиках изображены лишь символы и знаки. Для наших детей нужны яркие, понятные картинки.
Взяв за идею оригинальную версию игры, я решила сделать свои «Кубики историй». Затрат больших не потребовалось, а игра получилась интересная и эффективная.
1. Приглашаю 6 участников.
- Как и у каждой игры у этой есть свои правила. Они просты и легко запоминаются: сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, договариваемся, о ком будет история, т. е. выбираем главного героя, а также выбираем жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
Итак, игра начинается! Я достаю из волшебной шкатулки увлекательную историю, слушаем внимательно…
«Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок. Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы.»
- Как вы думаете, что сказал заяц-папа?»
- Для продолжения истории будем использовать «Кубики историй».
- Перед вами кубики, рассмотрев их, выберите ту картинку на грани кубика, которая поможет вам продолжить историю, довести ее до конца, не теряя нить рассказа. У каждого из вас получится своя интересная история.
2. А сейчас я предлагаю составить историю одну на всех.
Здесь важно, выбрав героя все последующие выпавшие грани связывать с ним для получения фантастической истории.
Литература:
1. Давыдова О. И. Осваиваем новый интерактивный метод работы с детьми – сторителлинг // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017 - №4 – с. 18-24
2. Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. - №16. – с. 515-518