Ирина Поспелова
Эффективность использования мнемотехники при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость использования мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи для эффективности коррекции речевых нарушений у дошкольников.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадраты, мнемодорожка, мнемотаблица.
Публикация «Эффективность использования мнемотехники при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников дошкольных организаций возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Центральным звеном, с помощью которого педагог может решать различные познавательные и творческие задачи, являются образные средства, а именно, использование различных видов мнемотехники. Доказательство этому – многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. Широкое использование мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов – блоками-квадратами, Т. В. Большева – коллажем, Л. Н. Ефименкова– схемой составления рассказа [7].
Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, а также, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к пополнению словарного запаса и формированию связной речи.
Особенности развития связной речи изучались такими учеными как: Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
По определению С. Л. Рубинштейна, связная речь это та, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л. С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Детям сложно связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не умеют владеть приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у большинства из них трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Использование мнемотехники в последнее время становится достаточно актуальным, потому что ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
В последние годы среди всех дошкольников большое количество составляют дети с общим недоразвитием речи. Эти дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи освещена в ряде научных, научно-методических трудов по логопедии (В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева и др.).
Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании определенных условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе. Использование комплексной и систематической работы по овладению рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.
По мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина наиболее эффективный метод в обучении рассказыванию детей с общим недоразвитием речи это наглядность. Рассматривание предметов, картинок помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора – создание плана высказывания, его значимость выделял известный ученый Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Один из наиболее эффективных методов наглядности в обучении, является – мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, постепенно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания, не просто последовательность зависимых слов и предложений, а последовательность связанных друг с другом отдельных мыслей, которые выражены точными словами в правильно изложенных построенных предложениях.
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на мгновенную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая не известна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Оно может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
пересказ;
составление рассказов по картине и серии картинок;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
Опорные картинки, мнемодорожки, мнемотаблицы, карточки-символы, пиктограммы, помогают детям выстроить логичный, последовательный рассказ, активизировать мыслительную деятельность, а также слуховой, зрительный анализаторы, которые часто выступают как компенсаторные механизмы.
С помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаё тся достичь следующих результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Работа с технологией формировании мнемотехника опирается концепцию на следующие принципы:
1. Принцип речи развивающего образования, замечается в соответствии с которым реального главной целью является мнению развитие ребенка.
2. Принцип специального научной обоснованности точки и практической применимости - содержание следующие работы соответствует позволяет основным положениям сочиняя возрастной психологии и дошкольной ведущее педагогики, и имеет нарушения возможность реализации, которых в массовой практике следующие дошкольного образования.
На основании анализа научной литературы выделили следующие подходы в работе с технологией мнемотехника :
• системный — структурное технология детей мнемотехника используется способности в системе обучения уровнем и воспитания;
• личностный оперирования — с учетом тождественную возможностей и потребностей кода каждого ребенка;
• деятельностный — развитие речь ребенка происходит работе в деятельности, он читает формировании предложенные ястребова педагогом схемы, речь таблицы и составляет предложенные свои;
• диалогический — процесс обучения создают происходит в форме создание диалога;
• культурологический — ребенок расширяет литературного словарный запас, виды развивает связную речь, концепции учится грамматически технология правильно говорить;
• информационный детей — ребенок постепенного через схемы дошкольного и таблицы воспринимает,
• перерабатывает трудно и воспроизводит информацию образование об окружающем мире.
Существует много приемов мнемотехники, но приемлемыми для дошкольников являются :
группировка;
классификация;
поиск опорного пункта;
схематизация;
достраивание материала;
структурирование материала.
Группировка – когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определённые, чётко обозначенные части – классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т. д. Этот приём называется классификацией. Эти приёмы хороши тем, что чтобы уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделён необходимый для запоминания материал. Как любая работа, методика мнемотехники строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
При порождении речевых высказываний, особенно связной речи, их структура и программирование закладываются на смысловом этапе и определяются уровнем развития познавательной деятельности. Познавательная активность ребенка проявляется очень рано в форме вопросов. Но мыслительные способности и знание мира еще далеко недостаточны, поэтому большинство вопросов касается не сущности характеристик и функций, а поверхностных свойств.
Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.
Этапы исследования:
I этап – констатирующий: изучение и анализ методической литературы по данной теме. Определение цели, задач, методики опытно-поисковой работы.
II этап – формирующий: разработка и реализация форм и методов работы с детьми. На втором этапе происходил отбор и компоновка содержательного материала, на этом этапе разрабатывались средства обучения, система упражнений, включающих детей в активную познавательную и речевую деятельность.
III этап – практический: заключался в практическом применении отобранного материала. На этом этапе задачу речевого развития детей с использованием мнемотаблиц мы осуществляли через образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, материал для проведения которых подбираю и систематизирую самостоятельно (в виде специально разработанных заданий, содержащих мнемотаблицы познавательного и речевого направления);
IV этап – обобщающий: включает в себя обработку и систематизацию материала, полученных результатов, оформление обобщения опыта работы.
При сравнении результатов обследования экспериментальной группы в ходе эксперимента можно говорить о том, что:
• высокий уровень сформированности речевого высказывания можно наблюдать у 9% учащихся с ОНР после проведения коррекционной программы, на констатирующем этапе ни один из детей не имел его;
• продвинутый уровень наблюдается у 10 % детей после проведения контрольного среза, что на 34 % выше предыдущих показателей;
• базовый уровень поле проведения коррекционной программы не показал ни один ребенок;
• низкий уровень так же не наблюдается у детей.
Таким образом, можно говорить о том, что дети, принявшие участие в эксперименте, улучшили свои показатели сформированности речевого высказывания на 80%. Тем самым, опираясь на полученные результаты контрольного среза, можно говорить о том, что внедренная коррекционная методика по формированию речевого высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи являлась весьма эффективной.
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о несформированности у детей речевого высказывания, отвечающих за умение составлять рассказы и пересказы. Так же у дошкольников с ОНР отмечались следующее особенности:
дети с низким уровнем затрудняются при построении предложений, нарушен порядок слов в предложении;
затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках;
отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
б) неправильное согласование числительных с существительными;
в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание;
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа;
д) самостоятельно составить рассказ – описание не могут, в основном с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, рассказ не отражает существенных признаков предмета.
Как показал проведенный анализ результатов формирующего эксперимента целенаправленная дифференцированная логопедическая работа способствует уменьшению количества ошибок в формировании речевого высказывания, улучшает правильность построения предложений, уменьшает количество грамматических ошибок при построении высказывания, облегчает установку логично-смысловых отношений между предметами.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования достигнута, намеченные задачи реализованы.
Проведенное исследование не исчерпывает все аспекты данной проблемы. Выявленные особенности, проявившиеся при формировании речевого высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи, требуют дополнительных исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М. М., Ушакова О. С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М, 2003. – С. 27-43.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. — М. : Академия, 1998. – С. 66-87.
3. Бехтерев В. Н. Основы учения о функциях мозга—СПб. : Брокгауз-Эфрон, 2013. — 512 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание трудов. – М., 2011. – 640с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 2007. – 480 с.
6. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М., 2006. — 512 с.
7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М. : Смысл, 1997. — 287 с.
8. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М., 2006. – 248 с.
9. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. Ярцевой В. Н. – М., 2002. – 709 с.
10. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. – М. : Сфера, 2007. -190 с.
11. Нейман Л. В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.