Татьяна Дыбова
Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Существуют различные современные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ЗПР, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий.
Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр. Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.
Одним из видов игровых технологий является тренинг. Что же такое тренинг?
Публикация «Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Что такое тренинг с детьми?
Психологический тренинг – формат активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Метод тренинга создает практические условия: для решения поставленной задачи, ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет её.
Групповые психологические занятия включают в себя игры и упражнения, в процессе которых дети осваивают новые формы поведения, учатся слышать друг друга и давать обратную связь, замечать свои сильные и слабые стороны.
Формат проведения: может продолжаться от 20-35мин., в группе может быть от 3 до 10 человек, проводится однократно или циклично.
Наиболее интересным и эффективным средством, которое помогает развивать познавательную сферу и социальные навыки дошкольников, является игровой тренинг.
Игровой тренинг — интерактивный вид деятельности, позволяющий подкрепить или приобрести знания и навыки у участников.
Этот вид игровых технологий используется в работе педагога-психолога с различными категориями детей с ОВЗ.
Так как в игре используются не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, это обеспечивает для детей с ОВЗ возможность эффективного общения со сверстниками, что оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие детей.
Цели и задачи:
Игровые тренинги направлены на:
- развитие коммуникативной компетентности детей: развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях
- формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями;
- развитие творческих способностей, активности, самостоятельности;
- коррекцию нежелательных черт характера и поведения.
В том числе посредством игровых тренингов обеспечивается эмоциональная разрядка, происходит снятие мышечного, нервнопсихического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Особенно важны в игровых тренингах предметы-заместители (палки, мячики, кубы, обручи., которые могут выполнять роль любого другого предмета. Занятия с предметами помогают развивать навыки внимания, баланс обоих полушарий, что в свою очередь развивает координацию ребенка.
Главной целью в игровом тренинге является развитие компетентности межличностного поведения и общения, а также оказание помощи детям старшего дошкольного возраста с ЗПР в формирвании умения справиться с негативными переживаниями, непропорциональностью и неадекватностью эмоциональных реакций, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Тренинг включает в себя следующие элементы:
1) Ролевые игры
2) Психогимнастика
3) Пальчиковые игры
4) Арт-терапия
5) Подвижные игры
6) Релаксация
Ролевая игра - это игра в кого-то, т. е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т. д. В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения. Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру». Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».
Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей.
Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.
Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека.
Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам. Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим).
Арт-терапия, метод который дает выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.
Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.
Структура игрового тренинга:
Состоит из трех стадий: начальная, рабочая, конечная.
Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.
1. Следовательно, организационная часть или начальная стадия представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог).
2. В рамках основной части (рабочей стадии) реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой.
3. На последнем заключительном этапе - рефлексия (конечной стадии) реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи, развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.
Результаты: использование элементов игрового тренинга в ходе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР позволяет пережить ребенку все «маленькие» трудности и проблемы детского возраста с наименьшими эмоциональными потерями.
- дети владеют с разными способами общения, умеют взаимодействовать и понимать настроение другого, сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.
- распознают и описывают свои желания и чувства, сравнивают эмоции.
- контролируют свои эмоциональные реакции.
- умеют оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.
- умело используют свои чувства и понимают чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.
- умеют подстраивать и корректировать свое поведение в соответствии с условиями и содержанием возникшей ситуации.
Дети приобретают самый необходимый и важный багаж, который позволит во взрослой жизни достичь им значительных успехов.