Папки-передвижки

Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста

Татьяна Дыбова
Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Существуют различные современные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ЗПР, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий.

Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр. Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Одним из видов игровых технологий является тренинг. Что же такое тренинг?

Публикация «Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Что такое тренинг с детьми?

Психологический тренинг – формат активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Метод тренинга создает практические условия: для решения поставленной задачи, ребенок включается в конкретную ситуацию, а не просто представляет её.

Групповые психологические занятия включают в себя игры и упражнения, в процессе которых дети осваивают новые формы поведения, учатся слышать друг друга и давать обратную связь, замечать свои сильные и слабые стороны.

Формат проведения: может продолжаться от 20-35мин., в группе может быть от 3 до 10 человек, проводится однократно или циклично.

Наиболее интересным и эффективным средством, которое помогает развивать познавательную сферу и социальные навыки дошкольников, является игровой тренинг.

Игровой тренинг — интерактивный вид деятельности, позволяющий подкрепить или приобрести знания и навыки у участников.

Этот вид игровых технологий используется в работе педагога-психолога с различными категориями детей с ОВЗ.

Так как в игре используются не только вербальные, но и невербальные средства игровой деятельности, это обеспечивает для детей с ОВЗ возможность эффективного общения со сверстниками, что оказывает положительное воздействие на интеллектуальное развитие детей.

Цели и задачи:

Игровые тренинги направлены на:

- развитие коммуникативной компетентности детей: развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях

- формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями;

- развитие творческих способностей, активности, самостоятельности;

- коррекцию нежелательных черт характера и поведения.

В том числе посредством игровых тренингов обеспечивается эмоциональная разрядка, происходит снятие мышечного, нервнопсихического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Особенно важны в игровых тренингах предметы-заместители (палки, мячики, кубы, обручи., которые могут выполнять роль любого другого предмета. Занятия с предметами помогают развивать навыки внимания, баланс обоих полушарий, что в свою очередь развивает координацию ребенка.

Главной целью в игровом тренинге является развитие компетентности межличностного поведения и общения, а также оказание помощи детям старшего дошкольного возраста с ЗПР в формирвании умения справиться с негативными переживаниями, непропорциональностью и неадекватностью эмоциональных реакций, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.

Тренинг включает в себя следующие элементы:

1) Ролевые игры

2) Психогимнастика

3) Пальчиковые игры

4) Арт-терапия

5) Подвижные игры

6) Релаксация 

Ролевая игра - это игра в кого-то, т. е. воспроизведение действий и отношений взрослых или героев какой-либо истории, реальной или выдуманной. Такая игра позволяет научиться эффективному общению со сверстниками и с взрослыми, налаживать контакт с группой, и т. д. В тренинге дошкольникам предлагается возможность проиграть различные ситуации, что позволяет детям получить новый опыт поведения. Ситуации должны подбираться с учетом актуальных проблем участников, например, «Ребенок чувствует себя одиноким и обиженным, поскольку с ним в группе никто не хочет играть; Или ребенок обиделся на маму за то, что она не купила ему игру». Возможно разыгрывание сцен не самим участникам, а посредством использования мягких игрушек, кукол. Через посредника (куклу) детям значительно легче прорабатывать переживания и конфликты, таким образом не травмируя собственное «Я».

Уникальность ролевой игры в тренинге заключается в том, что у детей появляется возможность обучения гибким формам поведения, посредством проигрывания не только разных вариантов поведения в конкретной ситуации, но в возможности обмениваться ролями. Ведь одно дело играть обиженного ребенка, а совсем другое дело играть обиженных родителей.

Пальчиковые игры снимают напряжение, укрепляют мышцы пальцев и развивают мелкую моторику.

Психогимнастика позволяет отслеживать и различать эмоции, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности, помогает почувствовать состояние другого человека.

Подвижные игры помогают снять напряжение, отдохнуть от умственной деятельности и перейти к новым заданиям с новыми силами. Учит действовать по правилам. Использование подвижных игр позволяет участникам группы активизировать эмоциональный тонус (сформировать положительный настрой) и сплотить группу (установить доверительные отношения между участниками и ведущим).

Арт-терапия, метод который дает выход творческой энергии, развивают талант и творческий подход к делу.

Релаксация необходима для того, чтобы ребенок научился расслабляться, успокаиваться после активных действий, подвижных игр.

Структура игрового тренинга:

Состоит из трех стадий: начальная, рабочая, конечная.

Первоочередной задачей является создание атмосферы психологического комфорта, привлечение интереса детей к совместным играм, развитие потребности в межличностном общении.

  1. Следовательно, организационная часть или начальная стадия представлена играми и упражнениями, направленными на эмоциональное сплочение детей и взрослого (психолог, педагог).

  2. В рамках  основной части (рабочей стадии) реализуются задачи практического характера в соответствии с конкретной темой.

  3. На последнем заключительном этапе - рефлексия (конечной стадии) реализуются задачи, направленные на закрепление полученного опыта, обобщение знаний и умений (получение обратной связи, развитие мотивационной потребности у детей к дальнейшей совместной деятельности.

Результаты: использование элементов игрового тренинга в ходе коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР позволяет пережить ребенку все «маленькие» трудности и проблемы детского возраста с наименьшими эмоциональными потерями.

- дети владеют с разными способами общения, умеют взаимодействовать и понимать настроение другого, сотрудничать, учитывать и уважать интересы других.

- распознают и описывают свои желания и чувства, сравнивают эмоции.

- контролируют свои эмоциональные реакции.

- умеют оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения.

- умело используют свои чувства и понимают чувства других людей с помощью мимики, жестов, движений, пантомимики.

- умеют подстраивать и корректировать свое поведение в соответствии с условиями и содержанием возникшей ситуации.

Дети приобретают самый необходимый и важный багаж, который позволит во взрослой жизни достичь им значительных успехов.

Публикации по теме:

Аква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психологаАква-терапия как технология коррекционно — развивающей работы педагога-психолога "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие»Игровой тренинг с детьми старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Цель: Эмоциональное и социально-коммуникативное развитие детей. Задачи: - Закрепить с детьми представления об основных эмоциях;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 14:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой тренинг в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дыбова (УИ 360572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД