Ольга Водолеева
Игровое пособие для организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Календарь погоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей в работе с детьми с нарушениями речи является формирование представлений об окружающем мире. Из-за нарушений пространственной и временной ориентировки требуются усилия и время, чтобы у ребенка сформировалась целостная картина о природных явлениях. Ежедневно наши занятия начинаются с обсуждения таких понятий как «время суток», «время года», «число и месяц», «день недели», «погодные явления». И главным в работе над этими простыми, как кажется взрослым, превращениями природы является наглядность и поддержание интереса. Готовый календарь погоды не вызовет столько положительных эмоций, как тот, который сделан с любовью руками педагога и продуман до мелочей. Мое пособие изготовлено из современного, приятного на ощупь материала – цветного фетра, а так же пуговиц, прищепок, магнитов.
Темочки:
- Календарь погоды и природы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2019
Описание: Пособие размещено на двери при входе в логопедический кабинет. Оно представляет собой фетровое панно на жесткой основе – домики. На крыше высокого домика, с помощью прищепок крепятся символы погодных явлений – солнце, облака со снегом, с каплями, с молнией. С левой стороны дома есть термометр с подвижной бусинкой. На ставнях окон символы и названия времен года. Внутри окон, с помощью магнитов, крепятся названия месяцев. На двери и крыше входа в дом, есть место для символов, которые предлагается выбрать детям. На прищепку крепится знак погоды, магнитами присоединяются название месяца, контурное изображение детей, одетых в соответствии с различными временами года и цифры текущего года.
Под домиками расположен забор с кармашками - числами и тележка – кармашек. Ниже паровозик «Дней недели». Над домом светит солнце – «Времен суток». На обратной стороне двери располагается «Мудрая тучка», которая еженедельно, в зависимости от изучаемой лексической и грамматической темы, предлагает детям выполнить различные задания; «Посчитать зимующих или перелетных птиц», «Найти лишнее животное», «Посчитать все кленовые листья» и др.
Цель: - Формировать у детей представления о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, явлениях погоды.
Задачи:
Обучающие:
- Активизировать словарь;
- Автоматизировать полученные звукопроизносительные навыки в словах и фразовой речи;
- Вырабатывать навык слогового чтения;
- Учить согласованию числительных с существительными.
- Формировать элементарные математические представления – порядковый счет.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать терпение и уважение к ближнему, взаимопомощь, стремление к узнаванию нового – любознательность.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста. Индивидуальная или подгрупповая работа.
Задание 1. «Какое время суток?»
Так как солнышко расположено высоко, крепится оно с помощью прищепки к двери. Сняв его с двери логопед показывает детям солнышко с картинками и предлагает по порядку назвать все времена суток. Затем дети называют то время, которое идет в настоящее время. Первый назвавший, с помощью прищепки-стрелочки, указывает на нужную картинку. На лучиках солнца прикреплены символы-подсказки. Утро – зеркальце, день – карандашик, вечер – книга, ночь – звездочка.
Задание 2. «Выбираем погоду». Детям предлагается описать погоду и выбрать подходящий символ. Этот символ прикрепляется на крышу домика.
Затем на термометре дети устанавливают бусинку в нужный промежуток – жарко, тепло, прохладно ил холодно.
Задание 3. «Какое время года?» На ставнях окошек с помощью магнитов крепятся изображения мальчиков и девочек в разной одежде и с разными предметами в соответствии с временами года. Убрав их с окошек логопед предлагает детям догадаться и назвать то время года, в которое мы так одевается и разместить изображения детей на соответствующие ставни. Затем дети выбирают изображение того ребенка, которое подходит к текущему времени года и размещают его на двери низкого домика.
Задание 4. «Какой месяц?» Внутри окон на магнитах крепятся названия месяцев. У каждой таблички с названием месяца есть символ-подсказка – снеговики, листья, овощи, насекомые. Сняв все таблички, логопед предлагает разместить в каждое окно свои месяцы. Затем дети находят текущий месяц и размещают его на двери домика.
Задание 5. «Какое сегодня число?» На заборе есть крошечные кармашки с числами. Дети берут из тележки символы и располагают их в нужные кармашки. Обязательно проговаривают: «Сегодня одиннадцатое января. Вчера было десятое января. А завтра будет двенадцатое января». В зависимости от времени года символы для обозначения числа, помещаемые в кармашки, меняются. Летом дети в кармашки кладут цветочки, осенью – желтые и оранжевые листья, весной – веточки с почками, зимой – снежинки.
Задание 6. «Какой день недели?» Под забором находится паровозик. Названия всех дней недели крепятся на магните. Логопед предлагает детям вспомнить дни недели и назвать их по порядку. На вагончиках есть подсказка – пуговки. Используя их логопед помогает детям запомнить, что первый вагон – понедельник; второй – вторник, третий (средний рабочий день недели) – среда и т. д. дети располагают надписи в нужном порядке. Символ пчелка на магнитике «едет» в том вагоне, который соответствует текущему дню недели – крепиться магнитом к вагончику.
А когда дети правильно выполнят все зания, домик загорается сказочными огоньками!