Людмила Павлова
Цикл занятий с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: НАЗЕМНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ
ТРАНСПОРТ РОДНОГО ГОРОДА
Программное содержание: познакомит детей с разными видами транспорта в городе, с особенностями работы людей разных профессий, раскрыть общественную значимость труда взрослых, воспитывать уважение к труду людей транспортных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта: автобус, маршрутное такси.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением разных видов городского транспорта, людей транспортных профессий.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель:
Темочки:
- Кем становятся дети, когда вырастают? Правильно, взрослыми людьми.
- Чем взрослый отличается от ребенка? (Рассуждения детей.)
- Да, ребята, взрослый человек по сравнению с ребенком большой и сильный, образованный, потому что много учился и прочитал много-много книг. У взрослого человека есть семья, растут дети. Вы ходите в детский сад, а куда ходят взрослые? Правильно, на работу. Взрослый человек имеет профессию, то есть умеет делать свое дело очень хорошо. Когда вы вырастете, то тоже обязательно получите какую-нибудь профессию. А дел интересных очень много вокруг. Выбирайте любое! Послушайте стихотворение «Чем пахнут ремесла».
У каждого запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой,
Мимо столярной идешь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Дж. Родари
- О каких профессиях говорится в стихотворении? (Ответы детей).
Воспитатель показывает картинки с изображением людей некоторых профессий.
Воспитатель.
- Какие еще профессии вы знаете?
- какие профессии у ваших мам и пап?
- Кем вы хотите стать?
Сегодня мы с вами поговорим о людях транспортных профессий. Они выполняют очень важную, нужную всем нам работу. Работники пассажирского транспорта перевозят людей по городу, чтобы люди могли вовремя приехать на работу, в гости, театр, кино, магазин.
- Куда еще можно ехать на городском транспорте? – Для того чтобы вспомнить, какой транспорт есть еще в нашем городе, отгадайте загадки.
Дети угадывают, а воспитатель выставляет на наборное полотно картинки – отгадки.
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)
Дом чудесный – бегунок
На своей восьмерке ног.
День-деньской в дороге
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Что за чудо – синий дом?
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином?
(Автобус)
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
- На каком транспорте вам нравится ездить больше всего?
- Давайте назовем городской транспорт. (Трамвай, автобус, метро, троллейбус.)
- Посмотрите внимательно на троллейбус и назовите его части. (Колеса, усы, салон, кабина, двери, кресла). И т. д. с каждой картинкой.
- Скажите, как назвать то, что нарисовано на картинках одним словом? (Транспорт.)
- Что из этого транспорта ездит по земле? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Значит, это транспорт – наземный.
- А где находится метро? Значит метро – какой транспорт? (Подземный.)
- Очень много людей каждый день трудятся для того, чтобы городской транспорт работал четко, никогда не опаздывал и в любую погоду возил нас по городу.
- подумайте, кто работает на городском транспорте? Правильно, водитель управляет автобусом, троллейбусом или трамваем. В наземном транспорте есть кондуктор. Для чего он нужен?
- Кто управляет поездом в метро?
- Как вы думаете, ребята, важны ли эти профессии для нас, для нашего города?
Итог занятия : Воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру «В автобусе». Распределяются роли: водитель, кондуктор, пассажиры. Обговаривается цель поездки (например, в кинотеатр). В обязанности водителя входит громкое объявление остановок, кондуктор продает билеты.
Тема: НОВОГОДНИЕ ТРАДИЦИИ
Программное содержание: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства.
Оборудование и материалы: глобус, картинки с изображением Деда Мороза, снегурочки, волшебницы Бефане, Санта-Клауса.
Предварительная работа: дети рисуют подарки, которые хотели бы получить на Новый год.
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель читает стихотворение.
Гуляет русская зима,
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела земля.
Махнет другой – растут сугробу.
Белит деревья и дома.
Морозит, устали не зная!
Гуляет русская зима,
Морозная, не злая!
В. Пашов
Воспитатель:
- Ребята, в какой стране мы с вами живем? (В России). В России сейчас стоит снежная, морозная зима. А вы знаете, что в некоторых странах сейчас лето. Если путешествовать по миру, то можно узнать много нового и интересного. В других странах тоже живут дети, у них есть любимые праздники, сказки, песни, игры. У всех народов есть свои праздники, обряды, традиции. Но есть и такие праздники, которые отмечают люди во многих странах, общие для разных людей.
- Какие это праздники?
- Какой праздник мы будем отмечать совсем скоро? ( Ответ детей: Новый год, рождество.)
Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по-особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень, очень много! Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год. (Воспитатель крутит глобус).
- Кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз). Как он выглядит? (Воспитатель показывает иллюстрацию, дети отвечают.) Правильно, ребята, российский Дед мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанный снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великом Устюге.
А, например, в Швецарии вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. Считается, что Юлтомтеннен прилетел на Землю на метеорите 300 миллионов лет назад.
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют ровно 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний, 108 раз.
- Расскажите, что нарисовали вы? (Дети показывают заранее нарисованные рисунки и рассказывают, какие подарки хотели бы получить на Новый год.)
Во Франции новогоднего деда зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое и почему-то очень боится холода. Подарки оставляет возле камина или печки.
Дед Мороз в Болгарии приходит в вывернутой бараньей шкуре, украшенной стручками красного перца. С последним ударом часов все целуются. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот, кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном розы, будет счастливым.
Есть на свете такая страна – Италия. Здесь нет Деда Мороза. Через трубу дома прилетает волшебница Бенафе и у каждой кроватки оставляет новогодние подарки. (Воспитатель показывает картинку с изображением волшебницы).
Финский Дед Мороз носит красную шапку в форме конуса, красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки детям раздает не сам Дед Мороз, а козел! Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта-Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку.
В разных странах Деды морозы могут выглядеть по-разному, могут быть разными обычаи встречи Нового года, но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
- Ребята, какие общие для всех новогодние традиции вы знаете? (Наряжать новогоднюю елку, дарить подарки, веселиться.)
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами побывали в разных странах и посмотрели, как там живут и веселятся дети. А всем детям нашей огромной страны, России, я желаю, чтобы они были здоровы, счастливы, любили свою страну.
- А что вы могли бы пожелать детям всего мира. (Ответы детей).
Тема: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
Программное содержание: расширять представления детей о природе родной страны, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением лекарственных растений.
Ход занятия
Воспитатель. Богат русский лес деревьями и кустарниками, ягодами и грибами, цветами и травами. Многие из этих растений обладают волшебными свойствами, могут лечить от разных болезней. Такие растения называются лекарственными. Лечение травами известно с самых древних времен, травы – самые первые лекарства на Земле!
Отгадайте загадку про целебное растение.
Эту зелень ты не тронь,
Жжется больно, как огонь.
(Крапива)
Воспитатель. Правильно, ребята, это крапива. Крапива – первое витаминное растение, проявляющееся весной. Ее листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы делают салат, щи, настой крапивы применяют, чтобы остановить кровотечение. Отгадайте следующую загадку.
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
Воспитатель. Подорожник получил такое название, потому что растет он у дороги или вдоль тропинки. Для лечебных целей собирают только листья подорожника. Его хорошо прикладывать к небольшим ранкам – он останавливает кровь и убивает микробов. А вот еще одна загадка.
Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок,
Белые реснички.
(Ромашки)
Воспитатель. Правильно, ребята, это ромашка. Вы очень хорошо знаете этот цветок. Ромашку не зря называют «целительницей». Чай из лекарственной ромашки с медом дает крепкий и спокойный сон. Отвар пьют при простуде, полощут горло. Ромашка входит в состав зубных паст, кремов, красок для волос. Вот какая полезная ромашка!
Горел в траве росистой
Фонарик золотистый,
Потом помер, потух
И превратился в пух.
(Одуванчик)
Воспитатель. Одуванчик – многолетний сорняк, растет около жилья, по садам, лугам, огородам. Цветет с мая до глубокой осени. В старинной народной медицине одуванчик считали средством, хорошо влияющим на пищеварение, улучшающим аппетит, очищающим легкие. Одуванчик -= прекрасное средство от бессонницы.
В лесах и на лугах России растет очень много лекарственных трав и цветов: календула, лопух, шалфей, тысячелистник, мать-и-мачеха и т. д. Все это – наша зеленая аптека, которая помогает человеку при многих болезнях. Послушайте стихотворение про зеленую аптеку.
Вот обычная малина… Но…
При простуде и ангине
Чай с малиновым вареньем –
Наилучшее леченье.
Чай из липового цвета
Помогает от простуды.
Пьют его, когда болеют.
Липу знают все повсюду.
Если слабость и сонливость
И побегать нету сил,
Пей шиповника отвары,
В них – целебный витамин.
Подорожник – всем нам друг,
Лечит ранки ног и рук.
Г. Блинова
- Давайте поиграем в игру «Зеленая аптека».
Итог занятия
Воспитатель.
- О каких растениях вы сегодня узнали?
- Какие из них растут на участке нашего детского сада?
- Как к ним нужно относиться?
- Почему необходимо беречь и охранять природу?