Наталья Болдова
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Важную роль в формировании звукопроизношения играет:
• Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов;
• Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;
• Удержание заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют:
• устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата;
• подготовка АА к постановке звуков.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить перед завтраком, в течение 3-5 минут.
Ежедневно выполняются два упр., причём новым может быть только одно, второе даётся для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое - то упр. недостаточно хорошо, воспитатель не даёт новых упр., а отрабатывает старый материал.
Арт. гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем.
Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому нельзя говорить ребёнку, что он делает упр. неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Упражнения для развития движений органов АА объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определённую направленность.
1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов АА:
• Удержание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
• Вытягивание губ вперёд трубочкой.
• Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
• Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
• Язык широкий.
• Язык узкий.
• Чередование узкого и широкого языка.
• Подъём языка за верхние зубы.
После отработки упр. первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.
2. Упр., способствующие выработке движений и положений органов АА, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
3. Упр., необходимые для правильного произнесения шипящих звуков.
4. Упр., необходимые для правильного произнесения звука Л.
5. Упр., необходимые для правильного произнесения звука Р.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению арт. гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
• С детьми младшей группы упр. проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершать движения АА.
• В средней группе для арт. гимнастики используют игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов АА постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
• В старшей и подготовительной группах уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы АА с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа АА должно удерживаться некоторое время без изменений.