Татьяна Маслова
Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности «Умные весы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка»
Бавлинского муниципального района РТ
Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности.
«Умные весы»
Выступила:
воспитатель I квалификационной
категории Маслова Т. Н
2018год
Публикация «Игровая технология для развития познавательной исследовательской деятельности „Умные весы“» размещена в разделах
- Вес, взвешивание, легкий - тяжелый
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В интеллектуальном развитии дошкольников немаловажную роль играет использование игровых технологий, методы и приемы в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» при формировании элементарных математических представлений.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
В связи с этим игровые технологии помогают в решении многих проблем.
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания; активировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразный элементарный математический материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, задачи, развивающие дидактические игры и упражнения.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры.
Сейчас я хочу представить одну из дидактических игр:
«Умные весы»
Цель: развития элементарных математических представлений.
Задачи:
- формирование представлений о равенстве и неравенстве;
- о составе числа;
- ознакомление с принципом работы весов, знакомство с понятиями
величина, масса предмета, равновесие;
- формирование умений сравнивать предметы по величине, массе;
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления;
- развитие познавательного интереса, любознательности и исследовательской деятельности;
- подготовка ребенка к школьному обучению.
Оборудование: Математические весы представляют собой балансирующую на устойчивой подставке планку с расположенными с каждой стороны от центра на равном расстоянии друг от друга штырьками под номерами от 1 до 10. В игровой комплект входит разные игрушки которые используются в качестве грузиков.
Набор предназначен для дошкольников от 4-х лет.
Ход ИГРЫ:
Вначале мы познакомили детей с весами на ООД по ФЭМП, где они выполняли различные практические задания.
Например, мы хотим сложить числа 2 и 3, вешаем грузики на соответствующие цифры с одной стороны линейки. Считаем – получаем 5. Проверяем себя – вешаем 5 на соответствующую цифру, с другой стороны. Весы уравновесились – значит мы выполнили правильно.
Весы помогают детям исследовательским путем освоить состав числа. Может показаться, что математические весы выполняют ту же функцию, что и калькулятор, но у них есть важное преимущество: весы выдают не только правильный ответ, но и показывают, как мы его получили. Это гораздо полезней для мыслительных способностей ребенка и развития у него тяги к новым знаниям
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.