Ираида Вощинина
Игровая образовательная технология в работе с детьми группы компенсирую-щей направленности с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая образовательная технология в работе с детьми группы компенсирую-щей направленности с ТНР
ТНР характеризуются нарушением всех компонентов речи: звукопроизношение, слоговая структура речи, активный и пассивный словари, грамматический строй речи, связная речь, нарушение темпа и плавности речи. У детей недостаточно развита ручная моторика, наруше-ны: координация движений, речевое дыхание и голосообразование; наблюдается повышенная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость.
Публикация «Игровая образовательная технология в работе с детьми группы компенсирую-щей направленности с ТНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Кроме того, у детей с ТНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения. Ребята не воспринимают сложные словесные инструкции, с трудом овладевают мыслительным анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
ФГОС ДО определяет, что к основным видам деятельности детей относится игровая дея-тельность и общение со взрослыми и сверстниками. Следовательно, игровая деятельность есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Игра имеет преимущество перед другими видами детской дея-тельности и занимает особое положение в педагогическом и коррекционном процессе, т. к. да-ёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. А использование различных средств и форм общения в игре открывает возможности для развития всех компонентов речи. Для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к пра-вильному артикуляционному укладу на первом месте стоят игры по развитию слуха. Одним из основополагающих направлений в развитии речи ребёнка является работа над развитием речевого дыхания. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Пальчиковые игры - прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. В коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи эффективными я считаю словесные дидактические игры. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Игры для формирования правильного звукопроизношения, для автоматизации и дифференциации различных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи подобраны в принятой последовательности на группы звуков. Для организации учебного процесса в виде игры, для облегчения запоминания и увеличения объема памяти использую прием мнемотехники. Подвижные игры у детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся с речевым сопровождением. Они способствуют развитию правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа речи с движением. Театрализованные, сюжетно-ролевые игры, инсценировки позволяют максимально выра-зить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Дети раскрепощаются, учатся говорить громко, четко. Игры и упражнения на развитие произносительных навы-ков автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки в самостоятельной речи детей. В своей практике применяю настольно-печатные игры, которые представляют собой игры с правилами на печатной основе. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения ре-чи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов.