Ольга Воропай
Игровая деятельность при коррекции ФФН
▼ Скачать + Заказать документы
ФФН - расстройство речи, связанное с формированием у ребенка других речевых нарушений, связанное с дефектами произношения и восприятия, звук поступает в мозг в искаженном виде.
Первичный уровень. Характерно первичное нарушение в фонематическом восприятии, снижен уровень освоения звукового анализа.
Вторичный уровень. Характерно появление вторичного нарушения, речевые дефекты, возникшие вследствие анатомических аномалий.
Причины.
Врожденные:
-аномальное развитие плода;
-тяжелый токсикоз (гестоз);
-эндокринные и вирусные заболевания в перинатальном периоде;
-травмы, интоксикация;
-несовместимость по резус-фактору;
Публикация «Игровая деятельность при коррекции ФФН» размещена в разделах
-асфиксия, внутричерепные кровоизлияния;
-родовая травма.
Приобретенные:
-вирусные болезни в течение первого года жизни;
-наследственность;
-травмы головного мозга;
-неблагоприятное влияние внешней среды;
-эмоциональные стрессы в период становления речи;
Длительные и острые психотравмирующие ситуации.
Симптомы:
-дефекты прикуса;
-пороки развития;
-задержка в созревании нервной системы;
-затруднено дифференцированное произношение определенных звуков;
-нечеткость артикуляции;
-сужение объема памяти;
-трудности при переключении внимания;
-трудности в определении абстрактных понятий.
Очень важна своевременная диагностика, поскольку дефект не слишком явный и внешне его обнаружить сложно, поэтому позднее обращение усугубляет ситуацию.
Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического развития.
Коррекция ФФН у дошкольников приходит преимущественно посредством игровой деятельности. Некоторые игры, используемые мной на занятиях,я сейчас представлю.
Игры.
Игры на распознавание неречевых звуков:
- во время прогулки обращаем внимание на шелест листьев, пение птиц, шум машин;
- несколько непрозрачных бутылок с различным наполнением (сахар, горох, фасоль, даем ребенку послушать, как звучит каждая из бутылок, затем ребенок должен по звуку отгадать, какая из бутылок звучала;
- учитель хлопает, ребенок с закрытыми глазами считает хлопки;
- угадывание звучания музыкальных инструментов;
- угадывание возникновения звука в пространстве (откуда звучит колокольчик);
- учиться различать неречевые звуки по силе тихо-громко (взрослый играет на барабане тихо-громко).
Игры на звуковой анализ:
- Отметить хлопком заданный звук или слог.
- Игра «Грибники». Карточки с рисунками на заданную начальную букву раскладывать по соответствующим корзинкам.
- Игра «Сокровищница». Карточки с рисунками раскладывать к заданной букве (не начальной).
- Игра «Кто лишний». Убрать карточку с рисунком, где нет заданного звука.
Игры с мячом:
- проговаривается ряд звуков, на заданный звук стук мячом о пол;
- гласный звук услышат ушки-мяч взлетает над макушкой;
- игра с разноцветными мячами- гласные/согласные, ребенок выбирает синий или красный мяч и бросает учителю, когда слышит заданный звук;
- звуковая цепочка: мяч передавай-слово называй- дети передают мяч и называют слово на заданный звук.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, выделяют предлоги в предложении, дифференцируют звуки в речи, что важно при формировании навыков чтения и письма.