Алина
Опыт работы «Игровая деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровая деятельность детей»
Слайд 2
«У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть,
но и пропитать этой игрой всю его жизнь»
А. С. Макаренко
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр:
Слайд 3
Публикация «Опыт работы „Игровая деятельность детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
"Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. "
Игровая деятельность влияет на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Данной темой интересовались очень многие педагоги – новаторы. Вот некоторые из них.
Слайд 4
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В. Л. Сухомлинский).
Слайд 5
Детские игры – это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности и имеющий свое специфическое содержание и строение - особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий. Ведущая педагогическая идея.
Я считаю эту тему актуальной, потому что участвуя в игре ребенок не только умом осмысливает знания, но и в деятельности приобретает жизненный опыт, открывает для себя все дверцы познания.
Слайд с 6 по 10
Я стараюсь в воспитательно-образовательный процесс включать весь комплекс игр, которые существуют для дошкольников. Это и дидактические, и сюжетно- ролевые, игры- драматизации, подвижны и конструктивные игры.
В своей работе использую разные виды подвижных игр. Подвижные игры — являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма.
Подвижные игры использую в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке.
Особое место я также уделяю и дидактическим играм. С помощью их дети учатся сравнивать, анализировать, делать свои выводы и умозаключения. Дидактическая игра способствует развитию речи детей, обогащению активного словаря. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Дидактические игры использую в ходе режимных моментов, в совместной деятельности с детьми в группе, на прогулке. В практику своей работы внедряю следующие виды дидактических игр:
Слайд 11
Игры с предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками; на развитие творческого мышления и воображения («Найди и назови», «Что изменилось?»)
Слайд 12
Настольно-печатные игры использую как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти, внимания, логики, мышления, воображения («Что с начала, что потом?» «Лото», Мозайка и др.).
Слайд 13
Словесные игры построены на словах и действиях играющих.
Это игры на формирование умения выделять существенные признаки и явления; на развитие у детей психических процессов; на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по отдельным признакам; на развитие умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные выводы. («Назови одним словом», «Четвёртый лишний» и др.)
В работе со своими детьми больше внимания уделяю сюжетно-ролевым играм, которые организую ежедневно. Именно эти игры
позволяют ребенку примерить самые разные социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений.
Сюжетно-ролевые игры - это игры, которые придумывают сами дети. У игры огромные воспитательные возможности. Они занимают совершенно особое место. Они наиболее полно формируют личность ребенка. Такая игра дает возможность детям самим выбирать тему игры, развивать сюжет, подбирать партнеров, применять в разных вариантах свой опыт, знания, умения. Это такая игра, в которой дети берут на себя определенную роль и в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними («На ферме» -с помощью нее можно закрепить знания детей о домашних животных, способа ухода за ними. о профессиях людей, ухаживающих за животными. «Овощная ярмарка» обыгрывая сюжет,дети расширяют, закрепляют знания об овощах и т. д.)
Для детей среднего дошкольного возраста применяю сюжетно-ролевые игры разной тематики
- Бытовые игры («Семья», «Дом»)
-Производственно-общественные игры («Строители», «Школа», «Магазин», «Больница»)
Для того чтобы организовать любую сюжетно-ролевую игру обязательно необходимо провести большую предварительную работу, в целях обогащения жизненного опыта детей на определённую тему.
На примере сюжетно-ролевой игры «Аптека» я провожу
-Беседу(«Для чего нужна аптека?»)
-Рассказываю детям (о профессии фармацевта, об его профессиональной деятельности)
-Читаю рассказы (Э. Успенского «Играли в больницу»)
-Рассматриваем с детьми тематические альбомы, картинки, иллюстрации, плакаты (с изображением здания аптеки, фармацевта, лекарств).
-Организую дидактические игры(«Чудесный мешочек»….)
в продуктивных видах деятельности изготавливаем атрибуты для игры Например: Изготовление чеков из бумаги, чековой ленты, ценников)
Всю предварительную работу планирую в режимных моментах в течении 1-2 недель.
Театрализованная игра - самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.
Ещё один вид - конструктивные игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей, приобщению их к трудовой деятельности. В конструктивных играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться, с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров. Важно, помочь воспитанникам осуществить переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи. Предварительная работа была такая. Беседа «Где кто живёт» подводя к игре, говорю, что мы купили новые машинки, и у них нет «домика». Спрашиваю детей, что нужно сделать. Коллективный ответ: нужно построить гаражи. В ходе постройки, дети самостоятельно соизмеряют постройки (по высоте, ширине, длине).
При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирают тему игры, развивают ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии, купание, посещение магазина, врача и т. п.).
В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков. Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может или включать в себя элементы сюжетной или игр-забав, или сама становится их частью. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т. п. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.
У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется.
Игра имеет очень важное место в жизни дошкольника, она составляет основное её содержание, выступает как ведущая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности. Разыгрывая различные роли, ситуации, дети учатся сопереживать, сочувствовать, ориентироваться между людьми, в обстоятельствах.
Большое влияние игра оказывает на развитие умения детей взаимодействовать с другими людьми: воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, а также в совместных играх со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.
Ребёнку необходимо играть, как взрослому необходимо работать. Он должен играть с радостью, с желанием. Взрослые обязаны помочь ребёнку вселить в себе уверенность в собственных силах и возможностях.
Таким образом, игре принадлежит значимая роль в жизни и в развитии детей. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в дальнейшем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.