Галина Ермакова
Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС»
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, станов-лении и развитии личности человека в целом. Решающим условием форми-рования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое изме-рение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, под-ражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что та-кое плохо. Какие же условия предписывает ФГОС при формировании совре-меннойигровой деятельности дошкольников.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС» размещена в разделах
«Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста» Мишель де Монтень
Значение, цели и задачи игры
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художе-ственно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошко-льника в зависимости от возрастной категории:
• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, зна-комство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родны-ми;
• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динами-ческими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
• дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблю-дением определённых правил.
Цели и задачи игры
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в по-вышении эффективности образовательного процесса:
• Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлека-ет, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое на-пряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
• Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
• Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и соб-ственного достоинства;
• Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку», развивает волевые качества самодисцип-лины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
• Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инст-румент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
• Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
Принципы организации
• свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого про-цесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
• творческий характер, построенный на принципе инициативности, са-мобытной импровизации и неординарности;
• эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конку-ренции;
• следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логиче-скую последовательность и содержательный рисунок игры.
Типология игровой активности дошкольников
Виды
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры) :
- сюжетно-отобразительная;
- сюжетно-ролевая игра;
- режиссёрская постановка;
- театрализованная импровизация.
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:
- дидактические игры с сюжетным рисунком;
- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
- подвижные разного уровня интенсивности;
- дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности :
- развлекающие игры;
- интеллектуальные головоломки и состязания;
- календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
- театрально-костюмированные;
- народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Самостоятельная игра
В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перево-площения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.
Сюжетно-отобразительная игра
Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет бо-лее сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но оду-хотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведе-ния, свойственную конкретному человеку.
В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажа-ми остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Боль-шое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, на-пример, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.
Режиссёрская игра
Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исклю-чительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли ре-жиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или иг-рой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персо-нажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.
Виды режиссё рской театральной игры:
- настольный театр картинок или устойчивых игрушек;
- театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;
- игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;
- импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья
- стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета
Театрализованная игра
На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо, может подключаться музыкальное сопрово-ждение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным во-площением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привле-кает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует жела-ние подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.
Сюжетно-ролевая игра
Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сю-жета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодо-рожной магистрали и т. д.
Классификация сюжетно-ролевых игр:
- игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гос-ти», «домашние хлопоты», в которых основным героем является кукла;
- игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей -воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д. ;
- игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического про-шлого;
- игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинемато-графа или мультипликационных фильмов.
В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.
Развитие в условиях ФГОС
Усложнение игрового мастерства ребё нка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.
Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более ин-тересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно инте-ресными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со сто-роны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответст-вии с возрастом детей:
• Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг неза-мысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
• Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, раз-витие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
• Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных дей-ствий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
• Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
• Подготовительная группа — построение детского коллектива на прин-ципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициа-тивности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой сре-ды.
Основные требования к эффективной организации и проведению игры Две модели поведения взрослого:
• взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
• взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая рав-ную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздейст-вие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
Задачи руководства игровой деятельностью детей :
1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, та-ким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в про-цессе игры.
4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объек-ты из реальной жизни.
5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. 6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словес-ной формы выражения.
7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игро-вой задачи, используя новые комбинации с предметами.
8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участ-ника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. 11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. 13. Обучать умению договариваться.
Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на про-явлении свободного творчества.
Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художест-венной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.
Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО
П. 3. 3 предусматривает:
• Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого сво-бодного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.
• Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замеча-тельно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».
• Предметное пространство средней и старшей группы должно напол-няться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино, разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, во-влекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллектив-ного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.
П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно оп-ределять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО на-бор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.
Педагогические приёмы, которые применяет педагог для совершенство-вания сюжетно-ролевых умений детей:
- путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремится расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
- проявляет заинтересованность игровой деятельностью детей;
- предлагает новый поворот сюжета или новых персонажей;
- предоставляет необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
- координирует действия воспитанников прямыми указаниями или дополни-тельными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет маши-нистом поезда?» и т. д. ;
- воспитатель может выполнять главную или второстепенную роль
Приё мы для развития отношений между детьми во время игры:
- умение заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
- объединение детей для игры;
- поощрение самостоятельного распределения ролей или игрушек самими детьми;
- сглаживание или нейтрализация конфликтов между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределения ролей.
Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении ор-ганизовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитате-лю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но, в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, раз-вивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог пра-вильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессио-нальной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.