Лучший педагог года

Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста

Эльмира Наринян
Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игротерапия психолого–педагогической направленности

с детьми дошкольного возраста

(Выступление на малой конференции по теме

«Педагог. Ребенок. Общение.»)

Нам всем хочется видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное

Публикация «Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости.

Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, нам, взрослым, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.

К ним относятся:

1.- неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку;

2.- психофизиологичские нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя,

замкнутость и пассивность.

3. - следующие неблагоприятные характеристики:

- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;

-неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;

- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролза своим поведением;

-множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;

4.- тип темперамента

В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства(1 -3 года) и имеет форму эмоционально- практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.

В первой половине дошкольного детства (3 -5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения с взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М. И Лисина назвала это "теоретическим сотрудничеством ". Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы.

Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде.

Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки остается взрослый.

В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать - "как нужно", он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.

Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в дошкольном возрасте. На современном этапе детский сад является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в этом возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности. Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д. Б. Элькониным, который подчеркивает, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Во-вторых, играют, чтобы играть и получать удовольствие от процесса игры. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать» и «заниматься» ,вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, он играет взахлёб.

В – третьих, в игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.

В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автонономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире

В МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Жемчу-

жинка» в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими коммуникативные проблемы, нами используется метод психотерапевтического воздействия на детей -игротерапия, основными задачами которой являются:

- облегчение психологического страдания ребенка;

- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции;

- восстановление доверия к взрослым и сверстникам;

- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;

Воспитателями широко используются подвижные, познавательные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие произвольности, нахо-дчивости; на воспитание вежливого обращения, уважения к труду людей различных профессий; на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на сплочение детского коллектива. (см. Приложения1,2,3).

В групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе мною используются игры, направленные на снятие страхов, агрессивных импульсов, преодоление упрямства, негативизма, жадности, а также на развитие коммуникативных способностей, общения. На занятиях присутствуют элементы сказкотерапии, куклотерапии и изотерапии, а также психогимнастика. Это чтение и проигрывание психотерапевтических сказок, проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка, рисование,

этюды, упражнения и игры на преодоление барьеров в общении, понимании себя и других.

Представленные ниже в таблице игры психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста направлены :

• -на создание положительного эмоционального климата в группе,

сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества:

«Утреннее приветствие», «Ищу друга», «Кенгуру», «Сороконожка», «Клеевой ручеёк»;

• - на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности:

«Раздувайся, пузырь», «Добрый бегемотик», «Маленькое привидение», «Волшебный мешочек», «Эхо», «Воздушный шарик», «Драка»;

• -на развитие умения учитывать интересы других детей, делиться с ними своими чувствами, переживаниями, настроением:

«Без маски», «Закорючка», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Вежливые слова», «Слепец и поводырь», «Конкурс хвастунов», «Волшебные очки»;

-на развитие коммуникативных навыков:

«Это я, узнай меня», «Коршун», «Сороконожка», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Охота на тигра», «Волшебные водоросли», «Без маски».

Ожидаемые результаты от коррекционной работы - развитие следующих коммуникативных умений:

• умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные состояния, а также оценивать себя;

умение слушать: дети становятся более чуткими по отношение друг к другу;

• умение учитывать эмоциональное состояние партнё ра: подчёркивать эмоции речью, интонациями, фразами;

• умения согласовывать действия, корректировать их;

• умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.

Публикации по теме:

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком с ДЦП в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на декабрь 2014 года ФИ ребенка Дата рождения. Тема.

Консультация «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (ноябрь, 1 неделя) Тема: «Живая природа» Итоговое мероприятие: Создание страниц «Красной книги» растения и животные Томской области Организация развивающей.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (ноябрь, 2 неделя) Тема: «Россия. Москва». Итоговое мероприятие: Тематический вечер «Мы живём в России» Организация развивающей среды для самостоятельной.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ Сегодня достаточно часто воспитателям ДОУ приходится писать характеристики на воспитанников для различных целей, в том числе и для представления.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ. Продолжение Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ГБОУ детского сада №, группы № … ФИО ребенка, дата рождения …Продолжение Описать.

Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе На сегодняшний день, одной из актуальных проблем дошкольного образования является изменения базы знаний ребенка. Ребенок является активным.

Родительское собрание «Воспитание добром». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Родительское собрание «Воспитание добром» «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех на нашем собрании. Мы предлагаем вашему.

Особенности психолого-педагогической помощи в работе с детьми, имеющими гипердинамический синдром, в условиях ФГОС Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть.

Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Содержание психологи – педагогической деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 08:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Наринян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД