Эльмира Наринян
Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия психолого–педагогической направленности
с детьми дошкольного возраста
(Выступление на малой конференции по теме
«Педагог. Ребенок. Общение.»)
Нам всем хочется видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими. Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное
Публикация «Игротерапия психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение является тонким показателем отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым, что может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах и замкнутости.
Чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности, нам, взрослым, необходимо помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, но сначала надо понять их причины.
К ним относятся:
1.- неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку;
2.- психофизиологичские нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя,
замкнутость и пассивность.
3. - следующие неблагоприятные характеристики:
- неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
-неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
- отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции и контролза своим поведением;
-множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
4.- тип темперамента
В своих исследованиях А. Г. Рузская отмечает, что общение ребёнка с взрослым и сверстником - разновидности одной и той же коммуникативной деятельности. Хотя собственно коммуникативная деятельность с ровесниками возникает именно в период раннего детства(1 -3 года) и имеет форму эмоционально- практического общения. Главная цель этого общения - соучастие. Детей радуют совместные шалости, процесс действий с игрушками. Никакого общего дела малыши не совершают. Они заражаются весельем, демонстрируют себя друг другу.
В первой половине дошкольного детства (3 -5 лет) у ребёнка наблюдается новая форма общения с взрослым, которая характеризуется их сотрудничеством в познавательной деятельности. М. И Лисина назвала это "теоретическим сотрудничеством ". Развитие любознательности заставляет малыша ставить перед собой все более сложные вопросы.
Общение со сверстниками становится все более привлекательным для ребенка, оформляется ситуативно-деловая форма общения со сверстниками (4-5 лет). Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в этом периоде.
Взаимоотношения взрослых начинают обыгрываться детьми, и для них очень важно сотрудничество друг с другом, установление и проигрывание ролей, норм, правил поведения, однако регулятором игры все-таки остается взрослый.
В конце дошкольного детства (5-7 лет) у детей наблюдается иная форма общения с взрослыми - внеситуативно-личностная. Беседы ребенка и взрослого сосредоточены на взрослом мире, для дошкольника важно знать - "как нужно", он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со старшими. Благодаря взрослому, усваиваются нравственные законы, ребенок оценивает свои поступки и поступки окружающих людей. Родители выступают для него как образец поведения.
Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в дошкольном возрасте. На современном этапе детский сад является одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие педагоги отмечают, что в этом возрасте одним из эффективных методов является игровая терапия, т. к. игра – это особый вид деятельности. Психолого-педагогическая обусловленность использования игры определяется Д. Б. Элькониным, который подчеркивает, что при планировании коррекционных мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность.
Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние.
Во-вторых, играют, чтобы играть и получать удовольствие от процесса игры. И хотя все знают, что игра требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть» в отличие от «работать» и «заниматься» ,вовсе не трудно. Зная это, ребёнок вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьёзному – такому, что не может поколебать его авторитет и подорвать репутацию. Увлечённый ходом игры, он забывает о своём авторитете, он играет взахлёб.
В – третьих, в игре заложена возможность незаметно овладеть некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения.
В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автонономного мира, доставляет счастливые переживания. Поэтому игра по природе своей диагностична.
В-пятых, игра самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых, равенство гарантируется ролевым распределением, в игре все равны и испытывают удовлетворение от равенства, которого так недостаёт в социальном мире
В МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 2 «Жемчу-
жинка» в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими коммуникативные проблемы, нами используется метод психотерапевтического воздействия на детей -игротерапия, основными задачами которой являются:
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам;
- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
Воспитателями широко используются подвижные, познавательные и сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие произвольности, нахо-дчивости; на воспитание вежливого обращения, уважения к труду людей различных профессий; на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, на сплочение детского коллектива. (см. Приложения1,2,3).
В групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе мною используются игры, направленные на снятие страхов, агрессивных импульсов, преодоление упрямства, негативизма, жадности, а также на развитие коммуникативных способностей, общения. На занятиях присутствуют элементы сказкотерапии, куклотерапии и изотерапии, а также психогимнастика. Это чтение и проигрывание психотерапевтических сказок, проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка, рисование,
этюды, упражнения и игры на преодоление барьеров в общении, понимании себя и других.
Представленные ниже в таблице игры психолого-педагогической направленности с детьми дошкольного возраста направлены :
• -на создание положительного эмоционального климата в группе,
сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества:
«Утреннее приветствие», «Ищу друга», «Кенгуру», «Сороконожка», «Клеевой ручеёк»;
• - на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности:
«Раздувайся, пузырь», «Добрый бегемотик», «Маленькое привидение», «Волшебный мешочек», «Эхо», «Воздушный шарик», «Драка»;
• -на развитие умения учитывать интересы других детей, делиться с ними своими чувствами, переживаниями, настроением:
«Без маски», «Закорючка», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Вежливые слова», «Слепец и поводырь», «Конкурс хвастунов», «Волшебные очки»;
• -на развитие коммуникативных навыков:
«Это я, узнай меня», «Коршун», «Сороконожка», «Ладонь в ладонь», «Головомяч», «Охота на тигра», «Волшебные водоросли», «Без маски».
Ожидаемые результаты от коррекционной работы - развитие следующих коммуникативных умений:
• умения, связанные с восприятием: дети учатся оценивать партнера, как по его внешним данным, так и по его настроению. Учатся понимать их эмоциональные состояния, а также оценивать себя;
• умение слушать: дети становятся более чуткими по отношение друг к другу;
• умение учитывать эмоциональное состояние партнё ра: подчёркивать эмоции речью, интонациями, фразами;
• умения согласовывать действия, корректировать их;
• умение участвовать и поддерживать разговор с взрослым и со сверстником.