Олеся Акпарова
Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день, одной из актуальных проблем дошкольного образования является изменения базы знаний ребенка. Ребенок является активным субъектом образовательного процесса, который сотрудничает как партнер, осуществляя взаимодействие с педагогом и с другими детьми.
Реализация данной задачи возможно только при использовании в воспитательно – образовательном процессе разнообразных форм взаимодействия по типу сотрудничества [Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина - М. : «Просвещение», 2004. - 336 с].
Публикация «Проблема формирования навыков сотрудничества в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Анализ современной психолого – педагогической литературы показал, что современные исследователи выделяют огромные приимущества формирования у детей навыков сотрудничества.
Во – первых, возрастает объем усваимого материала, во – вторых, растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей, в – третьих, наименьшая затрата времени на формирование знаний, умений и навыков, в – четвертых, снижается дисциплинарные трудности. Также, согласно исследованиям авторов у детей появляется возможность приобретения социальных навыков : ответственность, умение строить свое поведение согласно ситуации, такт [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].
Формируя навыки сотрудничества педагог получает возможность индивидуализировать воспитательно – образовательного процесса, учитывая при этом индивидуальные возможности детей, их интересы, уровень подготовки, ритм работы [Комаров, В. П. Культура межнационального общения [Текст] / В. П. Комаров // Народное образование. – 2004. - № 5.- С. 8 – 12].
Так что же такое сотрудничество и какова его роль в современном дошкольном образовании?
Анализируя современные источники литературы, мы отметили наиболее приемлемые для нас, определения по данному термину.
Согласно М. И. Швыревой, сотрудничество – стремление понять и поддержать друг друга, с целью достижения результата, способность учитывать интересы другого как свои, а также проявлять добровольную активность. Акцент уделяется на отношения детей: умение обмениваться мнениями, договариваться, понимать, оценивать себя и других [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].
М. В. Ермолаева определяет сотрудничество детей дошкольного возраста как совместную деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду [Ермолаева М. В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольника. //Дошкольное воспитание. 1995, 9, с. 21-27].
Н. А. Косослапова утверждает, что сотрудничество это позитивное взаимодействие, при котором цели интересы участников совпадают, либо достижение целей одних участников совпадают с интересами и целями других [Косолапов Н. А. Педагогическая психология. – М. : Академия, 2012. - с. 106]
Сотрудничество – непосредственное обращение детей за советом или помощью. В данном процессе дети учатся помогать, обращаться за помощью, формировать и отстаивать свою точку зрения, пытаться научиться разрешать конфликтные ситуации [Т. Б. Санжиева. Педагогический словарь. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. – 100 с. ]
Основными характеристиками формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста являются: единство цели, распределением выполняемых функций между участниками и одновременное их выполнение, а также наличие позитивных межличностных отношений [Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования [Текст] / М. И. Шевырёва // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72].
Формирование навыков сотрудничества со свретниками необходимо и для становления способности строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение других, учитывать и понимать эмоциональное состояние партнера [Демидова И. Ф. Психология развития и возрастная психология. — Таганрог, 2013. – 261 с].
Рассатривая психолого – педагогическую литературу, мы отметили основные признаки формирования навыков сотрудничества.
1. Целенаправленность – стремление детей к общему достижению цели.
2. Мотивированность – заинтересованное и аткивное отношение к совместной деятельности.
3. Целостность – взаимосвязанность участников взаимодействия.
4. Структурированность – четкое распределение функций, обязанностей, ответственности, прав.
5. Согласованность – согласованность действий участников процесса, низкий уровень конфликтности.
6. Организованность – способность к управлению и самоуправлению, планомерность деятельности детей.
7. Результативность - способность достигать наивысшие результаты