Татьяна Ковальцова
Игротерапия-как метод организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Игротерапия - как метод организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса. Её роль в социально-коммуникативном развитии ребенка.
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности.
Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи).
Публикация «Игротерапия-как метод организации взаимодействия и общения участников образовательного процесса» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
более эффективным является формирование субъектного взаимодействия, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия и т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое взаимодействие.
Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому.
Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.
Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых они действуют одновременно и одинаково.
Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию содержательного общения сверстников, но и адаптации дошкольников к детскому саду.
Игротерапия, является наиболее благоприятной формой терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
К общим принципам игровой коррекции можно отнести:
а) безоговорочная симпатия к ребенку;
6) минимальное количество ограничений;
в) активность самого ребенка.
Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа :
1. "Ритуальные действия" (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры).
2. Принятие групповых решений. Многие решения в ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли.
3. Усиление понимания, сочувствия - приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.
4. Формирование самостоятельности группы. Прием основан на выходе ведущего из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.
В процессе игровой коррекции используются специально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам.
На занятиях детям предлагается большой выбор сюжетно-ролевых игр: специальные игры-драматизации; игры, снимающие барьеры в общении; игры, направленные на развитие операций.
Таким образом, особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм является игра, так как именно с помощью неё складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.