Екатерина Меньщикова
Выступление на педсовете «Психологическое здоровье участников образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологическое здоровье человека
2. Составные части психологического здоровья человека
3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека
4. Рекомендации по сохранению психологического здоровья участников учебно-воспитательного процесса
Список использованной литературы
1. Психологическое здоровье человека
Психологическое здоровье – это динамическая гармония человека внутренняя (физического тела, его мыслей и чувств) и внешняя (между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом).
Публикация «Выступление на педсовете „Психологическое здоровье участников образовательного процесса“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой.
Основные свойства благополучных и здоровых людей: оптимизм, эмоциональное спокойствие, умение радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к благоприятным и неблагоприятным ситуациям.
Адаптация к благоприятным условиям – это испытание медными трубами, когда человек быстро достигает успеха, но при этом нарушил свое психологическое здоровье.
Адаптация к неблагоприятным условиям – использование их для самоизменения, для своего роста и развития
Портрет психологически здорового человека.
Это человек – спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающий самого себя и признающий ценность и уникальность окружающих его людей, умеющий брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций, его жизнь наполнена смыслом (осознанным или неосознанным).
Психологическое здоровье, это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.
В. Э. Пахальян - в соответствии с кот. психологическое здоровье — это динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности, кот. позволяет человеку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе.
Критерии психического здоровья Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я». чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам. соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям. способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами. способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств. Психологическое здоровье и его критерии.
Определение критериев психологического здоровья человека методом “Мозгового штурма”.
Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека: Соблюдение собственных интересов. Социальный интерес. Самоуправление. Высокая толерантность к фрустрации. Гибкость. Принятие неопределенности. Преданность творческим занятиям. Научное мышление. Принятие себя. Рискованность. Отсроченный гедонизм. Антиутопизм. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Эмоциональное здоровье, психологическое здоровье - нельзя понимать это определение, как нахождение человека в состоянии постоянного чувства некоторого блаженства. Это связь между отрицательными и положительными эмоциями человека, их взаимодействие, взаимодействие эмоций и настроений, эмоциональный настрой, который так или иначе оказывает влияние на состояние и сохранение здоровья человека. Люди здоровые в этом отношении, как правило стремятся к развитию разных сторон своей личности, это может быть как физическая, так и эмоциональная либо духовная составляющая. Они видят смысл своего существования, им подконтрольно течение жизни, они готовы помогать людям и принимать помощь окружающих, когда им это необходимо. Ведь прежде всего здоровье подразумевает целостность.
2. Составные части психологического здоровья человека
Самоотношене (аксиологическая) – положительное отношение к себе и к другим, ценность собственного я, абсолютное принятия себя, при достаточном познании себя, принятие других вне зависимости от пола, возраста, профессии, национальности. Предпосылкой этого – личностная целостность, принятие и вступление в диалог со своим темным началом, умение разглядеть светлое начала в других и по возможности вступать во взаимодействие с ним, дать право на существование темного начала.
Изучение у педагогов отношения к себе “Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей” (Метод парных сравнений В. В. Скворцова)
Рефлексия (инструменталльная) – личностная рефлексия, владение человеком рефлексией как средством самопознания, концентрирование своего сознания на себе, на своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Предпосылка этого – умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, открытость и свободность в проявлении чувств без причинения вреда другим, осознания причин и последствий поведения своего и окружающих.
Изучение у педагогов способности понимать чувства по выражению мимики, лица и тела.
Саморазвитие (потребностно-мотивационная) – потребность в саморазвитии. Человек имеет внутренний источник активности, полностью принимает ответственность за свое развитие, становится автором своей автобиографии.
Самоотношение, рефлексия и саморазвитие находятся в постоянном взаимодействии. Позитивное самоотношение, развивает позитивную (а не невротическую) рефлексию, а саморазвитие способствует изменению самоотношения.
Отсюда вытекают задачи психологической поддержки детей: обучение положительному самоотношению и принятию других, обучение рефлексивным умениям, формирование потребности в саморазвитии.
Уровни психологического здоровья ученика
1) Высший уровень (креативный) – дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. В этом случае психологическая поддержка не требуется.
2) Средний уровень (адаптивный) – дети, в целом адаптированные к социуму, но имеющие несколько повышенную тревожность. Психологическая поддержка в этом случае профилактически-развивающей направленности.
3) Низший уровень (дезодаптивный) – дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения конфликта ассимилятивные или аккомодативные средства.
Ассимилятивный стиль поведения – стремление человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Это рождает ригидность – попытка человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Аккомодативный стиль поведения – активно-наступательная позиция, стремление подчинить окружающих своим потребностям. Это рождает негибкость поведенческих стереотипов, преобладание экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.
Психологическая поддержка в этом случае необходима.
3. Факторы риска нарушения психологического здоровья человека
Объективные факторы (факторы среды)
1. Неблагоприятные факторы взаимодействия: дефицит общения с матерью, переизбыток общения – или гиперопека (приводит к перевозбуждению и сверхстимуляции ребенка) характерное для современной семьи.
Перевозбуждение и сверхстимуляция имеет несколько разновидностей:
– мама все время около ребенка, т. к. без него ощущает пустоту и одиночество.
– гиперопека направлена на одну функцию (пищеварение: питание, горшок, на которую направлено повышенное внимание.
– чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, структурная неорганизованность, неупорядоченность, анархия жизненных ритмов (ребенок получает то много тепла, то надолго остается в одиночестве).
– формальное общение, т. е. общение, лишенное эротических проявлений, необходимых для нормального развития ребенка. Это мать, стоящая отношения с ребенком по книгам и рекомендациям, советам врача или просто эмоционально не включенная в процесс ухода за ребенком (сдает экзамены).
Последствия этого влияния – может сформировать тревожную привязанность и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти нарушения часто бывают устойчивы и сохраниться до младшего школьного возраста и могут далее приобретать свои возрастные оттенки.
2. В период раннего детства (1-3 лет) – важны отношения с матерью, но становятся важными взаимодействия с отцом. В этот период особо значим для формирования «я» ребенка, которое должно освободиться от поддержки «я» матери, чтобы достигнуть отделения от нее и разграничения себя как отдельного «я». Итог раннего возраста – формирование автономности, самостоятельности. Для этого матери надо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти.
Неблагоприятные факторы взаимодействия матери ребенком:
– слишком резкое и быстрое отделение (выход на работу, рождение второго ребенка, б) продолжение постоянной опеки над ребенком (свойство тревожной матери).
– запрет на проявление агрессивности, следствие этого – полное вытеснение агрессивности (Агрессия – естественное проявление детской активности).
– неправильный процесс воспитания опрятности ребенка (приучение к горшку) – излишне строгое и быстрое приучение к опрятности, может вызвать в ребенке протест и борьбу за самоопределение.
Благоприятные факторы взаимодействия отца с ребенком в период становления его автономности:
– физически и эмоционально подает ребенку пример отношений с матерью – отношений между автономными субъектами.
– выступает прообразом внешнего мира. Тогда освобождение от матери – это не уход в никуда, а уход к кому-то.
– отец – менее конфликтный объект, чем мать и становится источником защиты.
Факторы риска при формировании автономности и самостоятельности – невозможность или нежелание отца находится в этот период рядом с ребенком.
4. Неблагоприятное взаимодействия в семье - один из основных факторов риска
– взаимодействие по типу «Ребенок – кумир семьи» (удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи).
– отсутствие одного из родителей.
– конфликтные отношения между ними (может привести к половой идентификации или развить невротические симптомы: энуреза, истерических приступов страха, фобий, в некоторых случаях может характерно изменить поведение: сильно выраженная общая готовности к реагированию, боязливости, робости, покорности, склонности к депрессии, к слабой аффектности и фантазии. Но на эти изменения часто обращают внимание много позже, когда они перерастают в школьные трудности)
– родительское программирование. С одной стороны оно дает усвоение нравственный культуры (предпосылки духовности, с другой стороны из-за чрезвычайно выраженной потребности в любви, ребенок, стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется приспособившийся ребенок, который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность
4. Факторы риска, обусловленные детскими учреждениями
Встреча с первым чужим значимым взрослым (после родителей) воспитателем, которая часто определяет его последующие взаимодействия со значимыми взрослыми. Это первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.
Воспитательница не замечает около 50%, направленных к ней обращений детей. Это приводит к росту самостоятельности ребенка и снижению его эгоцентризма. Но может привести к фрустрации потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Возникает ситуация и для выявления внутреннего конфликта, при конфликтных взаимоотношений со сверстниками. Этот в конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей т возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
Субъективные факторы (внутриличностные факторы)
1. Особенности темперамента
Темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций, в реактивности (силе реагирования к вызвавшему реакцию стимулу).
К свойствам «трудных» темпераментов относят: неритмичность, низкая адаптивность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность.
1.1. Слабая реактивность – слабая реакция на интенсивное стимулирование. Им нужно замечание, плохая оценка для увеличения деятельности,
1.2. Высокая реактивность – сильная реакция даже на небольшие стимулы. Им достаточно строго взгляда, чтобы понять недовольство педагога. Высокореактивным присуща повышенная тревожность и низкий порог возникновения страхов, сниженная работоспособность и способность к саморегуляции, слабая настойчивость, низкая эффективность действий, неумение приспосабливать свои цели к реальному положению вещей, неадекватность уровня притязаний (нереалистически заниженный или завышенный).
Все эти свойства темперамента мешают социальной адаптации, учебе, и, конечно, плохо воспринимаются взрослыми. Поэтому становятся существенными факторами риска нарушения психологического здоровья. Но они также являются свойством ребенка, и для них трудно найти адекватные воспитательные воздействия.
2. Особенности отношения к событиям
Экстроверты – менее стрессоустойчивы, т. к. в неприятностях не видят закономерностей и воспринимают их как случайное событие, не связанное с их личным участием.
Интроверты – более стрессоустойчивы, т. к. обладают внутренним контролем и самооценкой, чувством собственного предназначения и собственных возможностей.
3. Стрессоустойчивость
Характеристики стрессоустойчивости – контроль, самооценка, критичность, стрессоизменчивость. Они перекликаются с компонентами психологического здоровья: самопринятие, рефлексия и саморазвитие.
4. Критичность – это степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий жизни. У уравновешенного человека стремление к риску (тенденция к изменению) и безопасности (тенденция к сохранению стабильности) находятся в оптимальном равновесии. Это равновесие одновременно развивает и предотвращает саморазрушение.
5. Самооценка
5.1. Высокая самооценка – отсутствие взгляда на события как на тяжелые и стрессовые.
5.2. Пониженная самооценка – повышает уровень страха и тревожности, восприятие себя как неспособных противостоять угрозе, и потому неэнергичны в отстаивании своих прав, склонны избегать трудности, т. к. убеждены, что не справятся с ними.
6. Стрессоизменчивость – поиск внутренних сил в самом себе и позитивное изменение себя в трудной ситуации (фрустрация, кризис, стресс).
7. Излишняя комфортность среды
Это риск воспитать скучную, малоинтересную и нежизнеспособную личность. Факторы риска заставляют ребенка стремиться выжить, обучают и развивают. Это объясняет, почему не все дети в неблагоприятных условиях добиваются жизненных успехов. И наоборот, дети из комфортной среды требуют психологической поддержки, у них может развиться апатия, невроз (недостаток инициативы и интереса). Часто в находясь в абсолютном эмоциональном комфорте, начинают искусственно создавать необходимое напряжение и ситуацию нужды. Но следует все-таки напряжение чередовать с расслаблениями (расслабление – это не просто изменение условий деятельности, полное прекращение или замена ее другой). Необходим баланс между фрустрацией и потаканием желаниям ребенка. Определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребностей, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой. А полной отсутствие конфликта у младенца мешает его возможности обогащения своей личности и усиления способности к творческой деятельности.
7.1. Препятствия
Препятствия вызывают активность у субъекта, порождают потребность искать, находить способы овладения ими, вырабатывать стратегию преодоления. Трудные ситуации позволяют накопить опыт борьбы, стимулируют активность, способствуют личностному развитию, добиться сверхкомпенсации, если степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психического и физического здоровья. Педагогическая задача не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия.
8. Общий фон настроения
Хорошее настроение, оптимизм и жизнерадостность повышает эффективность в решении проблем и делает человека более стрессоустойчивым. Пессимизм – понижает стрессоустойчивость. Настроение детей во многом зависит от внешних факторов, т. к. у них еще нет (как взрослых) саморегуляции и во многом определяется настроением взрослых. Поэтому важно, чтобы человек, занимающийся детьми имел жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора. Способность быть счастливым развивается с детства. Взрослый формирует у ребенка радостное восприятие жизни, учит находить разнообразные источники положительных эмоций (лучше не материальные) и быть счастливым.
Оптимизм - способ психологически здорового человека адекватного объяснения и описания неудачи, отсутствие самообвинения и неправомерности ее обобщения (на всю оставшуюся жизнь). Для формирования оптимизма у детей можно постоянно фиксировать их внимание на прогрессе, на положительных изменениях, проводить анализ причин этого прогресса Фокусировка на прогрессе создает положительную атмосферу, заставляет обращаться к собственным ресурсам, развивает собственные силы.
4. Рекомендации по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
1. Формировать умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Формировать умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, формировать личностную рефлексию.
3. Формировать умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
4. Формировать эмоциональную децентрацию и произвольность регуляции поведения.
Список использованной литературы
1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, 2000 г
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — М., 1992.
3. Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование акгивности учащихся и студентов в коллективе. — Рига, 1985. — С. 45—49.
4. Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. — Кировоград, 1992.
5. Леснова-Савицкая А. А. Проблема адаптации первоклассников в школе. Метод. Рекомендации для школьных психологов, Одесса, 2001
6. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. — М., 1991.
7. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе - М., 1999.
8. О. Хухлаева, О. Хухлаев, И. Первушина. Маленькие игры в большое счастье или как сохранить психическое здоровье дошкольника. - Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
9. Под ред. Дубровиной В. Н. Практическая психология образования. - Творческий центр, Москва 2000.
10. Попова В. М. Возрастная психология. – М. : ИЙГАС, 1999.
11. Рогов Е. И. Личность в педагогической деятельности. — Рос-тов-н/Д, 1994.
12. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Рос-тов-на/Д, 1996.
13. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в обра-зовании. — М., 1995.
14. Семиченко В. А. Психология личности. - К. : Изд-во Ешке О. М., 2001.
15. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике. Ростов-на-Дону, 1992.