Элен Маркарова
Консультация «Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса»
Системно-деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющим его успешность на последующих этапах обучения.
Публикация «Консультация „Системно-деятельностный подход как основа организации воспитательно-образовательного процесса“» размещена в разделах
Цель системно - деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умений:
1. Ставить цель
2. Решать задачи
3. Отвечать за результат
При реализации системно - деятельностного подхода учитывается ряд принципов:
1. Принцип субъективности воспитания – каждый ребенок способен планировать действия и выстраивать алгоритм деятельности, оценивать свои действия и поступки.
2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. В раннем возрасте - это манипуляции с предметами (катится - не катится, звенит - не звенит и т. д., а в дошкольном возрасте – игры. Дети принимают на себя различную роль и решают возникающие проблемы.
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок вместе с педагогом, узнает новое, еще не изведанное
4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни,
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.
6. Принцип обязательной рефлексии любой деятельности. Проведение итогов рефлексии научит ребенка анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по другому, при подведении рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто к нам в гости приходил?», они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Какое задание было для вас самым трудным?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече?».
7. Принцип нравственного обогащения – это социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей, и воспитательного значение (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность).
8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми».
9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе. Целенаправленное, активное восприятие детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребенку, отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.
Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода :
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей);
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности;
3. Проектирование решения проблемной ситуации;
4. Выполнение действий;
5. Подведение итогов, анализ деятельности.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям возрастной группы (в группу вносится что-то новое, кто-то приходит в гости).
2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Тема образовательной деятельности не должна быть навязана педагогом, он дает возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме.
3. Проектирование решения проблемной ситуации.
Педагог с помощью диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации и найти пути ее решения. На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого, происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используется дидактический материал, разные формы организации детей (обсуждение проблемы, выбор вариантов для решения проблемы). Данный этап предусматривает:
1. Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (мы знаем….потому что….; можно это делать или нельзя).
2. Возможность применения нового знания в повседневной жизни (узнали-сделали).
3. Самопроверку и коррекцию деятельности (как вы думаете мы справились с проблемой).
5. Этап подведения анализа деятельности включает:
«Фиксацию движения по содержанию», «Что мы с вами делали?», «Как мы это сделали?», «Зачем?»).
1. Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего вам это может пригодиться в жизни?»)
2. Эмоциональную оценку деятельности «У вас было желание
помогать….?», «Что вы почувствовали, когда узнали?»).
3. Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось вместе сделать в команде?». «У вас все получилось?»)
4. Рефлексия собственной деятельности ребенка («У кого что-то не получилось?», «Что именно?», «Как вы думаете почему»).