Екатерина Рябова
Игра в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников
▼ Скачать
Речь – это важный и очень сложный психический процесс. С помощью неё люди могут общаться, обмениваться мыслями и информацией.
К сожалению, с каждым годом число детей с различными дефектами речи становится всё больше. Самым часто встречающимся нарушением у детей старшего дошкольного возраста является фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). Дети с данным нарушением составляют 20-25% от общего количества детей с различными речевыми нарушениями [27].
Публикация «Игра в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Впервые данный термин был введен Р. Е Левиной. По её определению «ФФНР - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем»[29].
Коррекционная работа в отношении детей старшего дошкольного возраста с ФФНР должна быть направлена на формирование произносительных навыков, развитие звукового анализа и синтеза, а также развитие фонематического восприятия. Чтобы добиться наиболее эффективного результата коррекции, следует проводить занятия в игровой форме. Ведь игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников.
По мнению Л. С. Выготского ребенок в игре всегда будет выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, в игре он как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения[6].
Л. С. Выготский считал, что благодаря игре создаются наиболее комфортные условия для развития разнообразных психических качеств личности ребёнка. Отечественные психологи и педагоги большую роль отводят реализации развивающего характера игры при обучении и воспитании детей (Л. С. Выготский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.).
В настоящий момент представлено большое количество психолого-педагогической литературы о дошкольном обучении, в которой описывается влияние дидактических игр на благоприятное развитие и обучение детей. Однако следует отметить, что в литературе недостаточно подробно освещена проблема влияния игровой деятельности на коррекцию недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста. Этим и обосновывается выбор темы выпускной квалификационной работы, которая называется «Применение дидактической игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР».