Елена Карнаухова
Игра в бассейне как средство повышения физической и умственной активности детей дошкольного возраста
В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности дошкольников.
Публикация «Игра в бассейне как средство повышения физической и умственной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашем детском саду созданы все условия для занятия плаванием. За последние годы было приобретен новый инвентарь, игрушки, которые повышают активность детей на занятиях в бассейне.
Играя, ребёнок незаметно привыкает к свойствам водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.
При обучении детей плаванию используются различные пособия, игровой материал, инвентарь. Вспомогательные средства обучения позволяют стимулировать функциональные возможности детского организма, повышают интерес детей к занятиям в бассейне. Это позволяет сделать занятие интереснее, варьировать игры, придумывать новые игры (старший возраст - как элемент творчества и воображения).
На занятиях по плаванию так же используется нетрадиционное оборудование: тонущие игрушки при обучении погружения в воду с головой; яркие и привлекательные игрушки для быстрого нахождения их под водой; плавающие игрушки, сшитые из обычных надувных игрушек, вышедших из строя; резиновые экспандеры, добавляются к ним «клешни» и «глазки», которые превращаются в веселых «крабов». Эти «игрушки» используются в играх «Водолазы», «Ныряльщики», а также в эстафетах во время праздников и развлечений. Дети быстро входят в образ, особенно если используется такой атрибут, как маски (которые сделаны из надувных игрушек).
Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.
Игра создаёт атмосферу здорового соревнования, заставляющего не просто механически выполнять известные движения, а мобилизовать свою память. Двигательный опыт, осмысливать происходящее, сопоставлять ситуацию, оценивать свои действия. В процессе игры решаются образовательные, воспитательные и двигательные задачи. В зависимости от вида деятельности и нагрузок игры могут быть творческие, познавательные, подвижные, спортивные.
Подвижные игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Ребенок переходит к мышлению в образах и представлениях.
Игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитанию чувства товарищества и т. д.
Одним из средств повышения двигательной активности является музыкальное сопровождение некоторых игр. Музыка дисциплинирует занимающихся, повышает их внимание и работоспособность. В воде невозможно быстро передвигаться, поэтому музыка звучит плавная, мелодичная по темпу, что дает возможность детям непринуждённо и свободно строить рисунки на воде.
Игры в воде проводятся индивидуальным и групповым методом (с разделением на группы).
Проводятся:
* сюжетные игры
(основаны на определё нной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и карпы» .
* бессюжетные игры
( основаны на выполнении упражнений в соревновательной форме: «Кто выше?», «Кто дольше?», «Кто первый?»).
Осуществляется взаимосвязь с другими направлениями, такими как: познавательно- речевое, художественно- эстетическая и социально- личностное.
В игре «Собери колечки» мы смотрим, какие колечки и из какого материала, а в игре «Найди свой домик» дети не только ныряют, ориентируются в пространстве, но и закрепляют цвета, размеры (длинный, короткий). Используются игровые приё мы: «Надуй шар» и «Лопнул шар» (мы закрепляем размеры – большой, маленький, «Крокодил», «Цапли», развиваем воображение и т. д. В играх мы знакомимся с предметным миром, со свойствами предметов (тяжёлый, лёгкий, прозрачный и т. д.).
Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю. Правила проводимых игр постепенно усложняются, например, в игре «Море волнуется» дети, вместо обычных фигур, изображают морских животных или силуэты любых букв и проговаривают речёвки. В игру «Водолазы» внесли элемент математики, дети, после того, как соберут рыбок со дна бассейна, считают их. Кто больше собрал, тот и выиграл. В игре «Весёлый мяч» я рассказываю детям «о выталкивающей силе воды» и о свойствах предметов, а игры «Ловкие стрелы», «Торпеда» - направление на обучение скольжению, также развивает воображение, мышление (мы представляем какие «стрелы», «торпеды» - быстрые, прямые, ровные, лёгкие и т. д.).
Все игры развивают воображение, мышление, внимание, повышают активность детей их общительность, воспитывают чувства товарищества, уверенность в себе, помогают совершенствовать такие качества как ловкость, быстроту, силу, координацию и т. д.
Для повышения интереса к плаванию и воображения детей используется фигурное (художественное) плавание, которое представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде.
Все фигуры выполняются под музыку.
В результате педагогической деятельности у детей дошкольного возраста повышается не только физическая, но и умственная активность, повышается интерес к занятиям плаванию. Дети дают положительную динамику по всем направлениям образовательного процесса.