Ольга Коробкина
Конспект игры-путешествия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Родина моя — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - путешествие по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Тема: «Родина моя - Россия»
Цель: формирование патриотических чувств и любви к своей Родине на основе обогащения знаний о Родине.
Задачи:
1. Углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Русские народные игры. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
2. Закрепить представления детей о официальных и неофициальных государственных символах страны.
3. Закрепить понятие о Родине малой и большой.
4. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний о стране, о государственных и народных праздниках.
5. Продолжать активизировать словарь детей новыми словам и фразами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.
6. Вызвать у детей разнообразные эмоциональные чувства: чувство радости, гордости, ответственности.
7. Воспитывать уважительное отношение к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну).
8. Воспитывать доброжелательность, толерантность, личную ответственность за выполнение работы.
Форма занятия: игра-путешествие
Участники занятия: дети старшей группы, воспитатель
Методы и приё мы:словесный, наглядный, игровой
Предварительная работа:Знакомство детей с глобусом, картой мира; рассматривание на них разных государств и нахождении своей страны;беседы о российской символике, о родном крае, рассматривание фотографий, иллюстраций о родном городе, чтение художественной литературы, стихов о родине, пословиц и поговорок; слушание песен о России, Родине, гимна России.
Словарная работа: герб, гимн,столица, территория, карта, россияне,большая Родина, малая Родина.
Материал и оборудование к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственных символов: герб, флаг; изображение президента России; телевизор, компьютер, доска, конверты с картинками, разрезные картинки герба, мяч, контуры стран, картинки с изображением неофициальных символов Росси, плакат, клей.
Ход занятия:
Дети заходят под песню «Я тебя не выбирала…» Соня Лапшакова и водят хоровод
Приветствие
Воспитатель : Ребята, а вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра здороваться и дарить свои улыбки. Давайте мы так и сделаем.
Здравствуй, небо! Руки подняли вверх
Здравствуй, солнце! Руками над головой сделать круг
Здравствуй, матушка земля! Делаем поклон
Здравствуй, наша большая семья! Все берутся за руки и поднимают их вверх
Здравствуйте, мои маленькие россияне!
- Ребята, а почему я вас так назвала - россияне? (Ответы детей)
А в нашей стране живут ещё какие- либо жители из других стран? А из каких?
Давайте вспомним, кто в какой стране живёт?
Игра: «Кто в какой стране живет?» (с мячом)
Наша страна Россия, а мы живущие в России - россияне.
В Италии -
В Испании -
В Америке -
Во Франции -
В Украине-
В Китае -
В Грузии –
В Англии -
Молодцы, как много стран и жителей мы назвали.
Организационный момент (проблема)
Ребята! Мне сегодня, на электронную почту пришло письмо от жителя Англии Чарли Блэка.
Появляется герой – иностранец (слайд 1)
Хотите узнать, что он пишет? Тогда слушайте.
Здравствуйте, мои маленькие друзья, я житель Англии, и я Исследователь. Я исследую разные страны, коллекционирую гербы изученных стран. Я увидел на карте Россию, которая очень меня заинтересовала. Мне бы хотелось больше узнать о ней. По почте я заказал герб вашей страны, но курьер при доставке уронил мою посылку и герб раскололся на части. Дорогие, ребята, помогите мне пожалуйста собрать герб.
Воспитатель : Ребята, смогли бы мы помочь нашему иностранному гостю?
Дети: Да.
Для этого я предлагаю нам отправиться в путешествие по нашей стране и собрать все части герба, который нам нужно будет сложить и отправить жителю Англии.
Во время путешествия на каждой станции нам нужно будет выполнить задание, чтобы получить кусочек герба и подсказку, куда нам перемещаться дальше.
Ребята, отправиться в путь нам поможет волшебный клубочек. Ведь именно в русских народных сказках всегда помогает клубочек. Надо только сказать:
Нам клубочек помоги и дорогу укажи.
Все вместе: Нам клубочек помоги и дорогу покажи! Подсказка – картинка телевизор
Основной этап
Станция №1 «Вопрос- ответ!»
Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»
Воспитатель :Если вы правильно отвечаете на вопрос, то на экране появится картинка.
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живём? А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)
2. Как называются люди, живущие в России?
3. А как называется столица нашей Родины?
Наша столица –самый большой и красивый город России. В старину люди говорили : «Град Москва- всей Руси голова». Основание столицы начиналось со строительства Кремля. В Кремле работают наше правительство и президент России.
4. Как зовут нашего президента?
5. Символ Российского государства, на котором изображен двуглавый орел.
6. Прямоугольное полотнище определённого цвета, символ любого
государства.
7. Торжественное музыкальное произведение, символ государства. (Гимн)
8. Что мы называем малой родиной?
Дети: Малая Родина – уголок, где мы родились. Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Воспитатель : Правильно. Это наш родной город.
9. Как называется город нашей малой родины?
10. Вспомни пословицы о Родине.
Родной край – сердцу рай. Регина
Нет в мире краше Родины нашей. Оля
Человек без Родины, что соловей без песни. Арсений
Одна у человека мать, одна у него и родина. Ася
У народа один дом – Родина. Таисия
Кто за Родину горой, тот истинный герой. Полина
Молодцы, справились с первым заданием, ответили на все вопросыи получаем одну часть герба.
А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашему клубочку.
Воспитатель : Нам клубочек помоги и дорогу укажи. Картинка Доска
Станция №2"Географическая"
Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку.
Вижу горы, вижу реки, океаны и моря, вижу страны, города.
На одном листе бумаге поместилась вся Земля!
Дети: Это географическая карта.
Воспитатель : Правильно, ребята! Это карта всего мира на ней обозначена наша страна. (показ карты России) Покажите мне, пожалуйста, где расположена наша Россия (выходит ребенок и показывает).
Воспитатель : Посмотрите-ка, ребята, чем страна наша богата. Здесь и горы, и леса, и озера, города! На бумажном полотне вся Россия в красоте!
Воспитатель : Видите, какая у нас огромная страна! Наша Родина находится на крупнейшем материке, который называется Евразия. Нашу Родину омывают три океана : Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический.
Наша страна настолько огромна, что на одном конце люди просыпаются при первых лучах солнца, а на другом конце наступает ночь.
Ребята, на столе лежат контуры нескольких стран. Среди них есть и контур нашей страны. Помогите его найти…
- А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
Ребё нок: За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.
Воспитатель : Нам клубочек помоги и дорогу укажи. Смотрим на подсказку «След».
Воспитатель читает на следе : если по следам пойдёте, конверт с заданием найдёте. Идут по следам.
Станция №3 «Государственные символы».
На кабинках размещены символы России.
Следующее задание «Назови государственные символы России».
Перед вами картинки. Нужно выбрать из них официальные государственные символы.
Давайте вспомним, что является государственным символом России?
Дети выбирают официальные символы.
- А вот и конверты.
Воспитатель : Сколько здесь конвертов?
- Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и для выполнения вам нужно поделиться на две команды.
Воспитатель предлагает поделиться на 2 группы по желанию детей.
- Задание для 1 команды, убрать все государственные флаги и оставить только флаг России. (работа за столом)
Задание для 2 команды, аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России. (работа за столом)
Дети выполняют (проверяют, правильно ли выполнили задания).
Воспитатель : Ребята, а все флаги и гербы разных стран одинаковые?
- Свой флаг и герб есть в каждой стране. Флаги и гербы разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых мы никогда не найдем.
Воспитатель : А кто расскажет про флаг Российской Федерации? (на нём три
горизонтальные полосы: белая, синяя и красная)
Воспитатель : Что же означает белый, синий и красный цвет?
(белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и небо, красный
– отвагу, мужество и любовь.) Все верно, молодцы!
Воспитатель : Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом. "Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет", сказал Снег. И на флаге появилась белоснежная полоска. В России много морей, озер и рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. "Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет", сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Ребята, а кто может мне ответить, какой у России герб?
Что изображено на гербе России? (Герб в виде щита тёмно-красного цвета с двуглавым орлом, на коне - Святой Георгий Победоносец)
Воспитатель : Послушайте легенду о воине.
Однажды в озере поселился змей. Каждый день жителидолжны были отдавать ему на съедение ребёнка. На помощь пришёл всадник на беломконе с копьём в руке. Он сразил чудище, а конь растоптал змея. Так Святой ГеоргийПобедоносец спас землю от зла.)
Вся эта картина символизирует победу добра над злом.
Воспитатель : Ребята, а где мы можем увидеть символы России? (почетные
грамоты, документы, деньги, печати)
Воспитатель : Ребята, а что ещё является государственным символом? Символом России является - Гимн.
Воспитатель : Ребята, а что такое гимн России?
Воспитатель : Правильно! Гимн России - это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях.
А вы, знаете, как слушают гимн? (Стоя)
Воспитатель : Ребята, вы сможете узнать гимн нашей страны? Предлагаются 2 варианта, дети выбирают, после чего слушают гимн страны стоя.
Молодцы! Вы справились с заданием, получаете ещё одну часть герба и подсказку клубочка. Мольберт
Станция №4 «Народные символы России»
Воспитатель : Ребята, кроме государственных символов у стран есть ещё символы, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если никогда в ней не были. Такие символы есть и в России. Догадались о чём речь идёт? (Это неофициальные символы России, народные символы).
Ваша задача среди множества картинок выбрать российские народные символы и наклеить их на плакат. Каждый из вас должен найти народный символ России. Дети выполняют задание.
Воспитатель : Какие же народные символы России вы наклеили? (Самовар, валенки, ромашка, балалайка, берёза, матрёшка, лапти, медведь, кокошник, русская изба).
Воспитатель : Ребята, почему эти символы называются народными?
Воспитатель : Их когда-то давно придумал русский народ. За много лет они стали частью нашей любимой Родины, её сердцем и душой.
Картинка подсказка Стрелочка
Станция №5 «Праздники России».
Воспитатель : Все мы знаем, что наша Россия славится своими праздниками. У России очень много праздников, которые отмечает весь народ. А некоторые праздники наш народ очень - очень любит и отмечает особенно широко и весело.
- Любите праздники отмечать, тогда потрудитесь их назвать.
И сейчас я предлагаю вам определить по картинке, как называется этот праздник?
Заключительный этап
Воспитатель : Сейчас, я предлагаю собрать герб, а после работы я зайду на почту и отправлю его жителю Англии Чарли Блэку.
Ребята, вы большие молодцы!
-Трудно ли было вам проходить испытания?
Воспитатель : Хочу вас спросить…вы знакомы со словом патриот?
Дети: Да
Воспитатель : А что это слово означает?
Дети: Патриот – это человек, который любит свою Родину.
Воспитатель : А вы любите свою Родину?
Дети: Да
Воспитатель : Тогда вас можно назвать юными патриотами.
Дорогие ребята, на этом наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами. И на память о нашем занятии я хочу вам подарить эмблемы юных патриотов.
А также от русских мастеров-умельцев вот такие матрешки, которые мы завтра на занятии рисования раскрасим, но перед началом познакомимся с их искусством.