Руденко Ольга Александровна
Игра-открытие на тему: «Ах, этот удивительный песок» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обеспечить получение информации о новом объекте- (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить уточнение и закрепление знаний о песке, его свойствах.
Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов).
Развивающие:
Публикация «Игра-открытие на тему: „Ах, этот удивительный песок“ (старший возраст)» размещена в разделах
Обеспечить развитие у детей речевой активности, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций ( оказание помощи гному: исследовать песок для изготовления фонарей, приемов экспериментирования (творческих заданий).
Воспитательные:
Вызвать желание заниматься, умение доводить начатое дело до конца. Побуждать к желанию помогать друг другу, работать в паре.
Педагогические технологии, используемые в работе:
1. Игровые технологии: использование игровых приёмов и ситуаций.
2. Здоровье сберегающие технологии: создание благоприятной психологической атмосферы на занятии.
3. Личностно- ориентированные технологии: учёт особенностей и личностных качеств каждого ребёнка.
4. Информационно-коммуникативные технологии: видеофильм, музыкальный фрагмент.
Оборудование:
Тарелки, чашка с песком, банки с водой, ложки, лупы, клей, картон, трафарет, влажные салфетки.
Предварительная работа:
1. Беседа о песке, его рассматривание под лупой.
2. Рисование песком при помощи трафаретов.
3. Отгадывание загадок.
4. Чтение художественной литературы (В. Одоевский «Мороз Иванович».
5. Просмотр презентации «История возникновения стекла».
Ход занятия: (организационный момент)
Приветствие.
Телефонный звонок. (воспитатель берёт трубку).
Диалог:
Здравствуй, здравствуй милый гном.
(к детям)
Что-то грустный ребята он.
А что случилось? Расскажи….
Не печалься, не грусти…
Мы с ребятами поможем.
Ты останешься довольным.
Дорогие ребята. Нам позвонил сказочный гном. В его волшебной стране погасли все фонари. Стало грустно и темно его жителям. Мы поможем гному? Но фонарики его не простые, ну а какие же? Забыл сказать он нам.
Стук в дверь. Заходит почтальон.
Здравствуйте ребята. Вам пришла посылка. Дети благодарят.
Воспитатель:
«Ой, что это ребята? (Это книга)Книга не простая. Читает надпись. От Сказочного гнома.
Как только загадку отгадаете, книгу мою вы откроете.
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть. (песок)
Воспитатель открывает книгу там песок. А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
Воспитатель: А что нам с ним делать? А как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
Воспитатель: А вы хотите отправиться в лабораторию? Для того чтоб исследовать песок необходимо специальное оборудование. Какое оборудование находится у нас на столе?
1 ОПЫТ На столе в чашечке находится песок. Возьмите щепоточку.
песка и потрите между пальцами.
Что вы заметили?
Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т. д.)
2 ОПЫТ Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки).
Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету).
Осторожно подуйте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу).
ВЫВОД: В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам». Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу.
3. ОПЫТ.
Добавьте в тарелку с песком воды.
Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
Каким стал песок? (мокрый влажный). Попробуйте мокрый песок посыпать.
Что происходит? (он не сыпется)
ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.
4. ОПЫТ. Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить.
Что происходит? (он рассыпается).
Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что-нибудь.
Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т. д.).
Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей). ВЫВОД:
Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»
Ребята, а вот сухим песком можно рисовать. Давайте попробуем пальчиком нарисовать на сухом песке: дорожки, домик, солнышко.
Молодцы. А сейчас мы немного с вами отдохнём, но сначала возьмём влажные салфетки и вытрем ручки.
. Это лёгкая забава —
Повороты влево - вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)
Ребята, сегодня, «наш герой» –это песок. А где можно его встретить, где его можно применить (Варианты ответов детей). Я предлагаю вам посмотреть на эти картины, которые покажут где и как можно применить песок.
(на картинах показаны кадры где применяется песок : в строительстве, для изготовления бетона, цементного раствора, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине.
Ой, а про фонари то мы совсем забыли. Давайте отправимся в нашу мастерскую.
Дети садятся.
Ребята, а что лежит на столе (дети перечисляют).
Картон, трафареты, клей, песок. А как вы думаете какие у нас будут фонари? Из чего они будут сделаны (Ответы детей песочные, из песка и т. д.)
Нам нужно взять клей провести им по трафарету. А затем посыпать трафарет песком. Ребята, что произойдет с песком? (Ответы детей частички песка и клея соединятся, склеятся).
А потом мы с вами снимем трафарет, удалим лишний песочек.
Самостоятельная деятельность.
Анализ работ
Ну вот какие красивые фонари у нас получились. Женя, а чей фонарик тебе понравился больше? Почему?
Нашему гному и его жителям волшебной страны обязательно понравятся эти фонари.
Подведение итога.
Воспитатель: Давайте сделаем выводы. Что мы сегодня исследовали (песок)
Что такое песок? (песок-это полезное ископаемое, состоит песок из мелких частичек, которые имеют разную форму, окраску, размер.
Какими свойствами обладает песок (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды)
Где применяется песок (в строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, песком можно рисовать).