Шайхнурова Наиля Робертовна
Игра как эффективный метод музыкального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как эффективный метод музыкального развития дошкольников.
Основными видами деятельности человека являются обучение, труд и игра. И именно игра является эффективным методом развития дошкольников по ряду нескольких причин:
Публикация «Игра как эффективный метод музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
1) причина психологическая: если в младенческом возрасте (до года) ведущая деятельность - это непосредственно эмоциональное общение со взрослым, в возрасте раннего детства (от года до трех лет) - это предметно-манипулятивная деятельность то именно в дошкольном возрасте ведущей становится игровая деятельность.
2)вторая причина носит субьективный характер и состоит в том что дети любят играть, это им интересно. А вот почему же интересно обьяснил замечательный, даже можно сказать "великий" ученый - С. Л. Выготский: когда ребенок до трех лет чего -то хочет, он привык, в основном получть это, так как его желания не такие невыполнимые (увидел лошадку- захотел кататься, увидел игрушку- захотел взять) как в дальнейшем. С возрастом желания усложняются,ребенок развивается,узнает больше нового и теперь чтобы получить желаемое, которое невыполнимо (например хочет чтобы у него сегодня было день рождение), начинает фантазировать и проявляется это как раз в игре.
Именно через игру развивается фантазия, происходит осознания ребенка своего положения в окружающем обществе. И конечно же через игру развиваются музыкальные способности.
К понятию музыкальные способностиБ. М. Теплов относил : ладовое чувство - способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные; музыкально- слуховые представления - способность прослушивать "в уме" ранее прослушанную музыку, состовляющую основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления; музыкально-ритмическое чувство - способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания.
Начинать музыкальное развитие дошкольников стоит с простых танцевальных упражнений под легкую музыку с четким и ровным ритмом. Это могут быть вальсы, полька, мазурка. Можно поэксперементировать со старинными жанрами : жига, менуэт,павана,чакона. Когда ребенок начнет двигаться в такт музыки (приседать на 1-ю долю, покачиваться или подпрыгивать в определенные моменты, только тогда можно переходить к более сложным сюжетным играм.
Сюжетные игры основаны на жизненных ситуациях, близких детям (сломалась машинка, потерялась кукла, пошел дождик, и т. п.) или на имитации природных явлений (кружатся снежинки, дождь идет, заблудились в лесу и др.). Рекомендуемые сборники для сюжетных игр: Ветлугина "Музыкальный букварь", А. Гоморев "Гусельки" А. А. Аверкин "У нас сегодня весело", А. Ленский "Зыряночка","Будем с песенкой дружить" выпуск 1-4, "Музыкальный дождик"(издательство "Советский композитор","Какой вокруг простор" и "Детские песни" Т. Попатенко.
Когда дети освоят простые сюжетные игры стоит обратить внимание на сказочные сюжетные игры. Такие как "Кошкин дом" по сказке С. Я. Маршака (музыка В. Золотарева,"Золотая рыбка"(Н. Черепнин "О рыбаке и рыбке" или Рахманинов) ,"Теремок"(М. Карасев "Детские оперы-игры).
И конечно же не стоит забывать об игре на музыкальных инструментах! Для многих детей это любимая часть урока. Если в вашем арсенале есть марракасы, стоит подобрать музыку в афро-кубинском стиле (например La bamba, "The lions sleeps tonight").Если даете детям колокольчики - это могут быть "Богатырские ворота" М. П. Мусоргский. Для игры на кастаньетах подходит музыка в стиле фламенко (музыка Tomattito, Пако де Лусия).Ложки,треугольники - народные песни или классичесские произведения на основе русского фольклора ("Камаринская" Чайковского).