Екатерина Быхан
Песочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». И в самом деле, мы не можем представить свое детство без песочницы. Именно с песочницы начинаются первые прогулки малышей. С песком ребенок не расстается на протяжении всего дошкольного периода.
Из Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) вступившего в силу с 01.01.2014 года мы должны учитывать «индивидуальные потребности ребенка. Образовательную деятельность строить на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится субъектом образования». В Стандарте мы видим следующие требования к условиям реализации образовательной Программы: эти условия должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально – коммуникативного, познавательного, художественно – эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Главным принципом дошкольного образования остается – игра.
Публикация «Песочная терапия — эффективный инновационный метод в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок и в развивающих и обучающих целях.
Сам принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом. Песочная терапия является одним из эффективных инновационных методов, благодаря которому происходит развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности.
Используя в своей практике песок мы решаем ряд задач:
-гармонизировать эмоциональное состояние;
-формировать установку на положительное отношение к себе;
-развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;
-развивать коммуникативные навыки;
-развивать творческий потенциал;
-тренировать мелкую моторику рук.
Социально-коммуникативное развитие у нас проходит через общение детей во время игры, через организацию пространства для игры.
Познавательное развитие у нас проходит через экспериментальную деятельность, через познание свойств песка, через тактильные ощущения.
Речевое развитие у нас проходит через использование речевых игр, составление рассказов и историй.
Художественно-эстетическое развитие у нас проходит через рисование на песке и песком, через конструирование из песка.
И физическое развитие у нас проходит через развитие мелкой моторики. Кроме того, игры с песком, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
С песком мы играем во время прогулки, и во время непосредственно образовательной деятельности с детьми. Благодаря специальным ящикам с подсветкой, технологию песочной терапии мы используем в течение всего учебного года.
Терапия песком имеет свои основные принципы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.
2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
3. Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• У дошкольников значительно возрастает интерес к непосредственно-образовательной деятельности;
• Обучающиеся чувствуют себя более успешными;
• Дети проявляют инициативу, хотят попробовать свои силы в решении различных задач;
• Совместная деятельность воспитателя с детьми становиться более разнообразной, нет места монотонности и скуке.